Это вторая часть статьи «25 полезных советов как стать успешным фрилансером». Первую часть можно найти здесь. Напомню, что статья представляет собой «авторские советы с дополнениями» — в ее основе лежит перевод статьи — 25 Awesome Tips to Become a Successful Freelancer, а моя точка зрения и дополнения к советам автора выделены отдельными блоками.
14. Относитесь к каждому клиенту так, словно он единственный
Вы должны быть максимально направлены на предоставление сервиса наивысшего качества. Если клиент чувствует, что важен для вас — это делает его более лояльным. Не стесняйтесь сказать, что вы выходите за рамки вашей обычной работы для того, чтобы удовлетворить его пожелания. И не забудьте дать ему понять, что вы цените обратную связь. Используя такой подход, вы сможете сделать ваши услуги еще более привлекательными и получить довольных клиентов. Не забывайте, что именно они станут наилучшей рекламой вашего бизнеса.
Yaroslav.CH: сервис — больное место не только магазинов, но и частных исполнителей. При общении с некоторыми фрилансерами, у меня возникало стойкое ощущение советского гастронома с классической продавщицей, в исполнении Жванецкого или Райкина. Многие не понимают, что настоящий двигатель торговли — не реклама, а конкуренция и умение удовлетворять потребности клиента.
15. Работайте, когда вы на работе
Если вы решили, что ваш рабочий день должен начинаться в 8 утра и заканчиваться в 4 часа дня — значит так и должно быть. Чтение личной почты, общение в ICQ или Twitter и телефонные разговоры на личные темы, очень быстро съедят ваше рабочее время. Обещайте себе, что вы будете отвлекаться на подобные вещи только тогда, когда вы не заняты работой — то есть до и после рабочего дня и во время обеда. Этот момент может показаться вам несущественным, но очень многие отличные фрилансеры теряли деньги и клиентов только потому, что не могли правильно организовать свой рабочий день.
Yaroslav.CH: самоорганизованность для фрилансера — вопрос первостепенной важности. Многие возвращаются на постоянную работу именно потому, что так и не могут вытравить из себя привычное следование поговорке «есть такая работа — на работе сидеть».
Нужно четко осознавать различие между рабочим днем офисного сотрудника, которому платит зарплату руководство и рабочим днем фрилансера, которого кормит не только его профессионализм, но и умение приводить себя в рабочее состояние именно тогда, когда требуется.
16. Знайте, когда нужно начать и когда нужно становиться
Точно так же, как важно работать в рабочее время, не менее важно и уметь вовремя останавливаться. Возможно, вам придется работать сверхурочно для поддержки своего бизнеса, но наличие свободного времени — обязательно. Вам нужно периодически освобождать голову от мыслей о работе, поскольку в противном случае вы можете попросту перегореть и эффективность вашего труда резко снизится.
Помните — чем дольше вы работаете без перерыва, тем меньше эффективность вашего труда. Поэтому не забывайте следовать вашим собственным правилам и вовремя останавливаться.
Yaroslav.CH: этот совет напрямую коррелирует с советом №5 из первой части статьи, который вызвал наибольшее число комментариев и продемонстрированных точек зрения — если не хватает времени на выполнение, как бы сильно не давило зеленое земноводное — нужно отказаться от заказа.
Также очень важно уметь вовремя останавливаться, когда что-то не получается. Я довольно давно пришел к выводу, что если что-то не получается сейчас, нет смысла корпеть над решением всю ночь — лучше отложить это до утра и на свежую голову найти источник проблемы.
А научил меня этому один показательный случай — решая одну задачу, я чуть было не запорол все наработки за неделю, создав в коде за счет многократных переписываний такое количество «петель», что распутать их уж не было никакой возможности. Но я ведь упорный, а потому начал было подумывал менять всю структуру проекта (что повлекло бы за собой увеличение сроков разработки раза в полтора) и о том, что из-за этого придется отказаться от нового перспективного заказа.
Но слава богу, в шесть утра я окончательно выдохся и плюнув на все пошел спать. На следующий день проблема нашлась буквально через 10 минут беглого просмотра кода. Ей оказалась мелкое несоблюдения синтаксиса PHP.
Начиная именно с того памятного момента, я решил, что если работа не идет — надо вовремя останавливаться. И проект целее будет, и нервов меньше уйдет, и время не будет потрачено в пустую.
17. Держите ваши финансы в порядке
Может показаться, что следовать этому совету очень легко — но только до тех пор, пока вы делаете это регулярно. Неважно, насколько мал тот бизнес, которым вы занимаетесь, но если вы тратите время на выставление счетов и учет лишь несколько раз в год — вы обязательно столкнетесь с проблемами.
Установите дни, когда вы оплачиваете ваши счета и выставляете счета для клиентов — и ведите ежемесячный бюджет. Это не только будет легче делать на протяжении всего года, но и позволит вовремя исправить возможную ошибку или внести нужную корректировку.
Yaroslav.CH: не трудно предположить, что мало кто из программистов/дизайнеров/верстальщиков может быть по совместительству хорошим бухгалтером. Но, согласитесь, для ведения простейшего учета уровня дебет-кредит, особые знания и не требуются. Кроме того, существует масса бесплатных программ для ведения бухгалтерии «начального» уровня.
Старайтесь всегда вести актуальный баланс и учет полученных, потраченных, а также отложенных средств. Это позволит вас лучше планировать собственный бюджет и, следовательно, легко и без ущерба выделять определенные суммы денег на обновление рабочего места, покупку нового ПО, развитие/продвижение сайта и прочее.
18. Не забывайте дышать
Вы скажете — дышать? Да ;) И под дыханием я подразумеваю тот факт, что вам необходимо заботиться о себе. Вы можете использовать в работе один компьютер или два, фотоаппарат или другие инструменты, но самым важным «инструментом» остаетесь вы сами. А как и любой другой инструмент, периодически вам требуется «смазка» и «полировка». Не забывайте тратить время на ваши увлечения, семью и друзей, даже при напряженном графике работы.
Yaroslav.CH: очень верный совет и если ему не следовать, легко можно перегореть и почувствовать весь спектр «приятных» ощущений по отношению к работе — начиная от апатии и вплоть до отвращения.
В свое время я вынуждено столкнулся с этим чувством — заканчивая один проект за другим и не имея возможности даже толком выспаться. В итоге не радовало уже ничего — ни гонорары, ни чувство удовлетворенности от выполнения сложной и интересной задачи.
Помните, что и работаете, и зарабатываете вы не для приумножения заветной циферки напротив «итого» на счету — а ради себя самого и своих близких.
19. Выходите из дома
Если вы работаете дома, очень важно иногда получать порцию свежего воздуха. Проводите свои деловые встречи где бы то ни было еще, встречайтесь с деловыми партнерами за ланчем, или проводите один или два рабочих часа в кафе с ноутбуком, используя WI-Fi. Смена обстановки позволит вам улучшить свою эмоциональную форму.
Yaroslav.CH: лично у меня применить этот совет на практике не получалось практически никогда. И дело не в отсутствии желания — с этим как раз все в порядке, но вот найти спокойное и тихое место с бесплатным или недорогим WI-FI мне пока не удалось ни разу. Может я плохо искал, а может особенности столицы. Надо будет попробовать снова.
20. Напишите вдохновляющие строки
Тяжелые дни проходят и уходят. Как бы ни банально это звучало, но если у вас будет нечто, что сможет вам напомнить, чего ради вы так упорно работаете — это придаст вам дополнительные силы.
Создайте свой собственный «воодушевлятор»! Прикрепите на рабочую доску или поставьте на рабочий стол фотографии — детей; места отдыха, в которое вы собираетесь поехать; машины, которую вы собираетесь купить. Один взгляд на него в стрессовый день, может творить чудеса. Вам стоит попробовать :)
Yaroslav.CH: о своем «вдохновляторе» позвольте скромно умолчать :)
21. Будьте скромны
Никто не рождается экспертом или чемпионом мира. Если все идет хорошо и вы чувствуете себя на вершине, легко можно заработать прилив излишней самоуверенности, который впоследствии отрицательно скажется как на вашей репутации, так и на качестве вашей работы.
Вы должны всегда быть скромны и прислушиваться к пожеланиям ваших клиентов. Предлагайте им свое профессиональное мнение, когда это действительно нужно — но не забывайте, что по-сути клиент — генератор вашей зарплаты. А также не забывайте с благодарностью принимать советы от коллег, которые работают на рынке дольше чем вы.
Yaroslav.CH: не стоит считать клиентов необразованными болванами — даже если они не слишком разбираются в предмете заказа, вы должны помнить два главных момента: а) они построили успешный бизнес в своей области и б) они платят вам за заказ, но не вы им.
Также не нужно излишне давить при демонстрации своей точки зрения на проект, в особенности — чистыми эмоциями. Предоставьте клиенту финансовые и организационные выкладки, покажите ему те преимущества, которые он получит при смене вектора развития на предлагаемый вами — и вы завоюете его лояльность. В противном случае, единственное, что вы получите — будет раздражение.
22. Всегда будьте профессионалом
У вас есть логотип, сайт и прочее, и все начинает казаться окрашенным в радужные тона. Не забывайте, что нужно относиться к клиентам с уважением, презентабельно выглядеть и вежливо себя вести. То, что вы являетесь сами себе начальником, еще не означает, что можно вести себя как угодно и при этом клиенты будут продолжать с вами работать. Помните об этом.
Yaroslav.CH: излишняя самоуверенность, граничащая с наглостью и презрительно-снисходительное отношение к заказчику, появляющиеся у многих исполнителей после достижения определенных результатов — гарантированный способ не только не приобрести новых, но и потерять существующих клиентов. Если хотите знать — как не нужно вести с заказчиками, читайте статью «20 способов гарантировано провалить презентацию».
23. Просите отзывы
Важны не только включенные комментарии у вас на сайте, но и отзывы друзей \ семьи \ союзников. И, самое главное, после окончания проекта — попросите клиента дать отзыв о вашей работе. Вы не только получите отличный шанс для самосовершенствования, но и клиент почувствует свою важность для вас. Получение сторонних мнений о вашей работе (в том числе и отрицательных) — это один их тех важных моментов, которые смогут сделать вас еще успешнее.
Yaroslav.CH: портфолио — лишь часть вашего имиджа. Но даже самое отличное портфолио не сможет заменить отзывов «живых» клиентов — ведь по изображениям и описаниям нельзя определить, насколько комфортно с вами работать, оценить вашу методику и положительные стороны взаимного сотрудничества.
А для того, чтобы процесс получения отзыва происходил легче — рекомендую предварительно прочесть материал «3 правила, позволяющие получить рекомендацию заказчика«.
24. Всегда носите с собой блокнот
Это может быть маленький ноутбук, iPhone, коммуникатор или «цифровой блокнот» в любой другой форме — вы должны носить их за собой и не забывать делать записи. И дело не столько в том, что вы можете неожиданно столкнуться с потенциальным клиентом, но и в необходимости записать внезапно пришедшую в голову отличную идею в момент поездки в автобусе или поезде. Несколько раз бывало так, что мне в голову приходили хорошие идеи, но из-за того, что я их не записывал, они забывались и через год я видел их уже у кого-то другого.
Yaroslav.CH: для меня роль блокнота выполняют коммуникатор и ноутбук. Я всегда стараюсь сразу записывать пришедшую в голову мысль — хоть не жалуюсь на память, но когда хорошие (как минимум при первом рассмотрении) мысли затираются ворохом дел, мучительное ощущение того, что ты придумал нечто отличное и новое или нашел решение давней проблемы, но теперь попросту забыл — крайне неприятно.
25. Называйте достаточный срок реализации проекта
Этот момент настолько важен, что его трудно переоценить. После того как вы сказали «да» в отношении проекта, вы должны убедиться, что отвели на него именно столько времени, сколько необходимо для того, чтобы выполнить его как можно лучше. Проект, выполненный лишь частично в момент наступления дедлайна, не только не позволит вам завоевать лояльность клиента, но и крайне отрицательно скажется на вашей репутации. А ведь самая лучшая ваша рекомендация — довольные клиенты, но никто не порекомендует исполнителя, выполняющего работу только наполовину.
Yaroslav.CH: это одно из обязательных условий качественной и профессиональной работы, которое я рассматривал в статье «Заказчик умеет считать или 7 правил для уверенности в себе«.