Долгое время, при необходимости размещения контекстной рекламы в Google Adwords для юридических лиц, оптимальнее всего было проводить оплату через рекламные агентства. Причина была очень проста — официального представительства Google на Украине не было и поэтому любая организация, работающая по «белым» схемам, вынуждена была бы заключать с Google международные договора.
Те, кто хоть раз участвовал в таких сделках, понимает всю их сложность, а для тех, кто никогда не сталкивался с такой необходимостью, назову одну из основополагающих проблем — разность законодательства в странах-участниках соглашения. А если прибавить к этому запутанность украинской системы законов, то не трудно предположить, что затеваться ради какой-то контекстной рекламы никто не станет, т.к. разница в затратах на заключение такого договора и конвертацию валюты приведет к гораздо большим тратам, чем оплата услуг агентства.
Поэтому, действительно оптимальным вариантом было сотрудничество с агентством, которое за «скромные» 10% бюджета было готово не только проводить оплаты, но и (теоретически) организовывать рекламные кампании, следить за положением объявлений, составлять ядро ключевых слов, подбирать соответствия и так далее.
На практике же, большая часть подобных организаций ограничивается лишь подбором слов с помощью «Инструмента подсказки ключевых слов», а объявления составляет по однообразному шаблону. В общем, реальной помощи — капля, а т.к. работа идет за процент от бюджета, скорость «слива» последнего у не слишком щепетильных менеджеров оказывается просто феноменальной. А мониторинг объявлений чаще всего проводился один раз в день — с утра, за чашкой кофе, что в случае «войны ставок» приводило к постоянным просадкам позиций.
В итоге, столкнувшись несколько раз с подобным качеством работы и узнав об открытии Google своего представительства на Украине, было принято решение отказаться от услуг агенства и перейти на «самодостаточность». Благо, соответствующий опыт имеется.
Но уже на этапе заключения договора, оплаты первых счетов и прочей подготовительной деятельности, я столкнулся с несколькими «подводными камнями», наличие которых у компании с многомиллиардной прибылью (даже не оборотами) поставило меня в тупик.
Сразу хочу отметить, что я не юрист, и не бухгалтер и все моменты, изложенные в статье являются исключительно пользовательским мнением.
Нерушимый договор-оферта
Первое, с чем вы столкнетесь — это обязательное принятие той формы договора, которую предлагает Google. Шаг влево, шаг вправо — не допускаются, либо подписывай, либо не используй систему. В принципе, понять этот момент можно — Google слишком большая организация для того, чтобы заключать разные формы договоров с разными юридическими лицами.
В большей степени вы столкнетесь с этой проблемой тогда, когда пойдете визировать договор от Google — к юристам. Все, кто хоть раз имел дело с юридическим подразделением организации знают, что точка зрения на любое соглашение у ее сотрудников, всегда отлична от той, которая изложена в договоре — обязательно найдутся правки и коррективы. Поэтому с самого начала будьте готовы к тому, что свою позицию придется четко аргументировать. В сущности, самым действенным аргументом может быть: «Google — монополист и у нас нет выбора». Только при этом очень желательно, чтобы юристы хоть что-то знали про Google.
В принципе, ничего экстраординарного в работе по договоре-оферте нет — большинство интернет-компаний работает по такому же принципу (например, хостинги). Но чаще всего юристов нужно в этом убеждать.
Подписывание и получение «бумажных» договоров
По неизвестным причинам, логика выдачи документов у юристов Google перевернута с ног на голову — вы сначала должны оплатить активацию и пополнить баланс, а только после этого получите документы. В обычном порядке ситуация выглядит иначе — сначала подписывается договор, а после этого — проводится оплата.
Причина, как я подозреваю, кроется в переавтоматизированности системы — скорее всего, номер договора система выдает только после активации акаунта, которая проводится только после оплаты. Получается замкнутый круг: нет договора — нет оплаты, нет оплаты — нет договора. То есть, до оплаты вы можете получить от Google подписанный договор, но это будет лишь фикция — у него не будет номера.
Причем хитрость «а давайте я оплачу 25 гривен с личной карты, а вы мне пришлете подписанный договор с номером?» — не проходит. Проблема в том, что тип реквизитов плательщика в Google Adwords намертво привязывается к учетной записи — если первый платеж сделало физлицо, значит по логике Google, так ему дальше и платить. Поменять уже будет нельзя.
Практически точно такая же проблема, но в данном случае убеждать придется уже бухгалтерию, которая с самого начала практически гарантировано откажется оплачивать счета без подписанного договора.
Получение «бумажных» счетов
Еще одной «замечательной» особенностью ведения дел с Google становится тот факт, что «бумажные» документы вы получите только в конце первого месяца пользования системой. Учитывая, что очень многие бухгалтера наотрез отказываются оплачивать копии счетов (e-mail, факс и т.д.), это может стать очередной проблемой. Обоснование со стороны бухгалтерии понятно — «бумажный» счет с мокрой печатью является обязательным документом для проверок и, в случае его отсутствия, к бухгалтерии могут возникнуть вопросы. А вот пришлют его после оплаты или забудут — этот вопрос лежит исключительно на совести контрагента.
Как и в случае с юридическим согласованием договора, будьте готовы к тому, что бухгалтерию придется убеждать в необходимости оплаты «электронного» счета без наличия оригинала.
Номер договора в назначении платежа
UPDATE. После нескольких обращений в службу поддержки Adwords, эту проблему исправили и теперь у меня счета выставляются уже с номером договора. Но этот пункт в статье я оставлю, т.к. не факт, что исправлено везде и для всех.
Следующая особенность Google Adwords кроется в назначении платежа, которое указано в счете:
Предоплата за надання рекламних послуг Google Adwords згідно договору б/н від [число, месяц, год], індетифікатор клієнта ХХХХХХХХ».
Практически любой бухгалтер скажет вам на такой счет следующее: «а почему договор без номера (б/н), если у нас есть официально заключенный и подписанный документ с номером?».
Дать ответ на этот вопрос мне не смогла ни служба поддержки, ни менеджер. Единственное, что я получил: «не волнуйтесь, все так платят — оплата проходит нормально». Но проблема заключается не в том, что средства не придут на счет в Google Adwords, а в том, что бухгалтерия не хочет оплачивать такой загадочный счет. Очередной замкнутый круг. А «добивающим моментом» является тот факт, что «бумажная» копия счета приходит с нормальным номером договора.
Выясняя этот вопрос с менеджером, я добился лишь того, что это наконец-то признали проблемой, но когда она будет решена — неизвестно, т.к. это требует вмешательства в систему самого Adwords.
Причем знаете, что самое смешное? Номер договора — это идентификатор клиента, который и так выводится в назначении платежа! То есть, по-сути, все, что требуется — это в шаблоне выставления счета добавить вместо непонятного «б/н» — второй раз переменную, отвечающую за вывод идентификатора клиента/номера договора. Дел — минут на 10 максимум, но Google — как жираф из известной песни Владимира Высоцкого «Что случилось в Африке».
Другого решения этой проблемы, кроме как сделать скриншот счета, откорректировать его в Photoshop, а после распечатать на цветном принтере — я не нашел.
Несоответствие «бумажных» счетов — «электронным»
После первой оплаты, я получил «бумажную» копию счета, но ее номер не совпадал с ранее выставленной и оплаченной «электронной копией». После очередной порции выяснений со службой поддержки, мы наконец нашли причину этого странного явления: дело в том, что если вы выставляете несколько счетов на одну и ту же сумму, то какой бы из них вы не оплачивали — по почте придет первый счет. А номер, естественно, у каждого нового счета — другой.
Учитывая описанную выше проблему с «б/н», я действительно выставлял несколько счетов на одну и ту же сумму с разницей в несколько дней, полагая, что «договор без номера» — это не закономерность, а временный глюк системы. Итог показал, что я ошибался.
После обсуждения этого вопроса с поддержкой, я плюнул на все это дело и в Photoshop добавил номер договора в назначение платежа. Но делал это, само собой, в том счете, который выставлялся последним — у Google Adwords нет системы сохранения ранее выставленных счетов. И снова замкнутый круг — если вы уже выставили себе счет, то либо оплачивайте его как есть (с «б/н»), либо меняйте сумму.
Для того, чтобы избежать этой проблемы — выставляйте счета на разные суммы. Например, вы выставили первый счет на 10 000 грн., но он вам по какой-либо причине не подошел. Генерируя новый счет — укажите 10 001 грн., иначе номера оплаченного электронного и пришедшего после «бумажного» счета — не будут совпадать.
Итоги
Работать с Google Adwords в качестве юридического лица напрямую и экономить 10% бюджета не только можно, но и нужно. Однако прежде чем взяться за организацию этого процесса, необходимо заранее знать и понимать все потенциальные проблемы с которыми вы столкнетесь, и быть готовыми их решать. Либо искать варианты работы в качестве физлица.
И конечно же, очень хочется надеяться, что все эти «подводные камни» вызваны лишь становлением представительства Google, обустройством компании на территории Украины и со временем они будут исправлены.
А вы размещаете рекламу в Google Adwords?