Недавно мой хороший знакомый задал мне вопрос, который не то, чтобы поставил меня в тупик, но совершенно однозначно заставил задуматься: — «А твои клиенты всегда без сомнений доверяют тому, что ты им советуешь?».
Обдумав ситуацию, я пришел к следующему выводу — мне не нужно стопроцентное доверие клиента. Я всегда стараюсь строить взаимоотношение так, чтобы заказчик сам понимал, что ему нужно, а что нет — но не слепо веровал в мои утверждения. Иными словами, я стараюсь быть для клиента консультантом, но не поводырем.
Как показал опыт, наиболее оптимальным принципом взаимодействия, является принцип взаимного обучения — и клиент, и я учим друг-друга тому, что знает каждый из нас. Клиент знает свой бизнес и его сильные стороны, я же знаю как лучше представить эти сильные стороны его потенциальным заказчикам.
Признаюсь, я не люблю работать с клиентами, которые не хотят понимать и вникать в то, что в последствии станет механизмом продвижения их бизнеса и способом увеличения объема продаж. Все дело в том, что сайт, как и любой инструмент, не может приносить прибыль сам по себе. Согласитесь, трудно требовать от самой навороченной отвертки, чтобы она приносила строителю прибыль в том случае, если сам строитель не умеет ею пользоваться.
Кроме того, если еще и личная заинтересованность в результате — нет ни малейшего интереса вкладываться в работу, если ты с гарантией в 95% знаешь, что в итоге проект будет заброшен или заморожен. Возникает простой вопрос — какой смысл разработчику или дизайнеру серьезно обдумывать проект, если сама работа — не более чем средство получить оплату?
Интернет полон отрицательных отзывов заказчиков, мол — «работа выполнена отвратительно — мы хотели совсем не это». Однако при этом я слышал не меньшее количество характеристик клиентов от коллег, в которых красной нитью проходило — «он хочет то, что ему не сможет помочь, но в отсутствии результата обвиняет меня».
Каждый заказчик должен понимать простую истину — если вы хотите получить профессионально выполненную работу, вам самому необходимо вникнуть и разобраться в том, что вы заказываете. Вам необходимо научиться доверять исполнителю — но не потому, что его порекомендовали хорошие знакомые, а по причине того, что вы понимаете что он делает.
С другой же стороны — такой подход позволит вам уберечься от недобросовестных подрядчиков. Если исполнитель не хочет пояснять суть и смысл выполняемых им действий, с большой долей вероятности можно считать, что он и сам не до конца понимает эти самые суть и смысл, а действует просто на основании унифицированных техник и методик.
Да, я могу согласиться с тем, что попросту — лень вникать. Ведь можно откреститься от этого извечным постулатом — «вы профессионалы, вы сами должны знать как и что будет. Если я заказываю костюм, то я не обязан знать какими нитками его шьют». Можно было бы согласиться, но вся проблема заключается в том, что каким бы гениальным ни был дизайнер, он никогда не может создать уникальный «костюм» для вашего сайта, если не понимает — для каких целей вам нужен этот костюм? Куда вы собираетесь в нем идти? В какую погоду носить?
Абсолютно тоже самое применимо и к разработке сайта:
- В чем ваши наиболее весомые преимущества перед конкурентами?
- Какие наиболее сильные стороны вашей методики ведения бизнеса?
- Какие идеи бродят в вашей голове и не дают вам спать до середины ночи?
- Какого результата вы хотите достичь, создавая интернет-представительство?
Отличный результат = (ваша идея + идеи исполнителя) * профессионализм исполнителя
Но исполнитель с одной стороны не является «мышкой в руках клиента», а с другой — не может сшить фрак по вашему индивидуальному заказу, если ему неизвестны ваши желания.
Представим себе простую ситуацию — дизайнеру нужно нарисовать шаблон для интернет-магазина канцтоваров. Какой будет первая ассоциация — ручки, линейки, пачки бумаги, карандаши… Но главным вашим отличием от конкурентов является не ассортимент, а то, что вы можете доставить клиенту выбранный товар в течении часа, поскольку ваши курьеры ездят на мопедах и не зависят от пробок в городе. Так что должно быть изображено в шапке сайта? Ручка или стилизованное изображение курьера?
Приведу другой пример — в данный момент мой блог использует шаблонную тему для WordPress, которая является не более чем поддерживающей графикой. При этом, обратите внимание на дизайн блога Алексея Терехова (статья, кстати, тоже интересная — почитайте на досуге). А теперь давайте ответим на простой вопрос — кто из нас более индивидуален и чей дизайн в большей мере отражает суть и стиль его автора?
В области блоггинга пока что я не могу назвать себя профессионалом — сейчас я только учусь и осваиваю новую для меня область. И одним из «уроков», который пока что мной не освоен — как раз и является разработка индивидуального дизайна для своего блога. Но в тот момент, когда я определюсь с наиболее импонирующим мне внешним видом (думаю, это будет в ближайшем будущем), я постараюсь максимально подробно донести до дизайнера все свои мысли и идеи.
Многие заказчики не то, чтобы боятся, а скорее — стесняются выражать свои мысли. Кто-то по причине личной неуверенности в адекватности предложения, кто — под прессом авторитета начальства (именно по этой причине я всегда настаиваю на том, чтобы в рабочей группе по максимуму были нивелированы все должностные различия), а некоторые — исходя из мысли «за что я буду ему платить, если я ему сам рассказал что нужно сделать?».
Это категорически неверно — чем больше вы идей вы выскажете сейчас, тем меньше проблем возникнет потом. И платите вы не за то, что вашу идею воплощают в жизнь (см. «мышка в руках клиента») — сырая идея, как и не отшлифованный алмаз, стоит не так уж дорого — вы платите за совместное превращение вашего алмаза в бриллиант. Профессиональный разработчик или дизайнер подобен ювелиру, который из «сырья» клиента, применив все свои навыки, знания, умения и чувство вкуса — способен сделать настоящее украшение.