Формула отличного результата или Станьте профессиональным заказчиком

Формула отличного результата

Недавно мой хороший знакомый задал мне вопрос, который не то, чтобы поставил меня в тупик, но совершенно однозначно заставил задуматься: - «А твои клиенты всегда без сомнений доверяют тому, что ты им советуешь?».

Обдумав ситуацию, я пришел к следующему выводу — мне не нужно стопроцентное доверие клиента. Я всегда стараюсь строить взаимоотношение так, чтобы заказчик сам понимал, что ему нужно, а что нет — но не слепо веровал в мои утверждения. Иными словами, я стараюсь быть для клиента консультантом, но не поводырем.

Как показал опыт, наиболее оптимальным принципом взаимодействия, является принцип взаимного обучения — и клиент, и я учим друг-друга тому, что знает каждый из нас. Клиент знает свой бизнес и его сильные стороны, я же знаю как лучше представить эти сильные стороны его потенциальным заказчикам.

Признаюсь, я не люблю работать с клиентами, которые не хотят понимать и вникать в то, что в последствии станет механизмом продвижения их бизнеса и способом увеличения объема продаж. Все дело в том, что сайт, как и любой инструмент, не может приносить прибыль сам по себе. Согласитесь, трудно требовать от самой навороченной отвертки, чтобы она приносила строителю прибыль в том случае, если сам строитель не умеет ею пользоваться.

Кроме того, если еще и личная заинтересованность в результате — нет ни малейшего интереса вкладываться в работу, если ты с гарантией в 95% знаешь, что в итоге проект будет заброшен или заморожен. Возникает простой вопрос — какой смысл разработчику или дизайнеру серьезно обдумывать проект, если сама работа — не более чем средство получить оплату?

Интернет полон отрицательных отзывов заказчиков, мол — «работа выполнена отвратительно — мы хотели совсем не это». Однако при этом я слышал не меньшее количество характеристик клиентов от коллег, в которых красной нитью проходило — «он хочет то, что ему не сможет помочь, но в отсутствии результата обвиняет меня».

Каждый заказчик должен понимать простую истину — если вы хотите получить профессионально выполненную работу, вам самому необходимо вникнуть и разобраться в том, что вы заказываете. Вам необходимо научиться доверять исполнителю — но не потому, что его порекомендовали хорошие знакомые, а по причине того, что вы понимаете что он делает.

С другой же стороны — такой подход позволит вам уберечься от недобросовестных подрядчиков. Если исполнитель не хочет пояснять суть и смысл выполняемых им действий, с большой долей вероятности можно считать, что он и сам не до конца понимает эти самые суть и смысл, а действует просто на основании унифицированных техник и методик.

Да, я могу согласиться с тем, что попросту — лень вникать. Ведь можно откреститься от этого извечным постулатом — «вы профессионалы, вы сами должны знать как и что будет. Если я заказываю костюм, то я не обязан знать какими нитками его шьют». Можно было бы согласиться, но вся проблема заключается в том, что каким бы гениальным ни был дизайнер, он никогда не может создать уникальный «костюм» для вашего сайта, если не понимает — для каких целей вам нужен этот костюм? Куда вы собираетесь в нем идти? В какую погоду носить?

Абсолютно тоже самое применимо и к разработке сайта:

  • В чем ваши наиболее весомые преимущества перед конкурентами?
  • Какие наиболее сильные стороны вашей методики ведения бизнеса?
  • Какие идеи бродят в вашей голове и не дают вам спать до середины ночи?
  • Какого результата вы хотите достичь, создавая интернет-представительство?
Формула отличного результата имеет одну очень тонкую грань:

Отличный результат = (ваша идея + идеи исполнителя) * профессионализм исполнителя

Но исполнитель с одной стороны не является «мышкой в руках клиента», а с другой — не может сшить фрак по вашему индивидуальному заказу, если ему неизвестны ваши желания.

Представим себе простую ситуацию — дизайнеру нужно нарисовать шаблон для интернет-магазина канцтоваров. Какой будет первая ассоциация — ручки, линейки, пачки бумаги, карандаши... Но главным вашим отличием от конкурентов является не ассортимент, а то, что вы можете доставить клиенту выбранный товар в течении часа, поскольку ваши курьеры ездят на мопедах и не зависят от пробок в городе. Так что должно быть изображено в шапке сайта? Ручка или стилизованное изображение курьера?

Приведу другой пример — в данный момент мой блог использует шаблонную тему для WordPress, которая является не более чем поддерживающей графикой. При этом, обратите внимание на дизайн блога Алексея Терехова (статья, кстати, тоже интересная — почитайте на досуге). А теперь давайте ответим на простой вопрос — кто из нас более индивидуален и чей дизайн в большей мере отражает суть и стиль его автора?

В области блоггинга пока что я не могу назвать себя профессионалом — сейчас я только учусь и осваиваю новую для меня область. И одним из «уроков», который пока что мной не освоен — как раз и является разработка индивидуального дизайна для своего блога. Но в тот момент, когда я определюсь с наиболее импонирующим мне внешним видом (думаю, это будет в ближайшем будущем), я постараюсь максимально подробно донести до дизайнера все свои мысли и идеи.

Многие заказчики не то, чтобы боятся, а скорее — стесняются выражать свои мысли. Кто-то по причине личной неуверенности в адекватности предложения, кто — под прессом авторитета начальства (именно по этой причине я всегда настаиваю на том, чтобы в рабочей группе по максимуму были нивелированы все должностные различия), а некоторые — исходя из мысли «за что я буду ему платить, если я ему сам рассказал что нужно сделать?».

Это категорически неверно — чем больше вы идей вы выскажете сейчас, тем меньше проблем возникнет потом. И платите вы не за то, что вашу идею воплощают в жизнь (см. «мышка в руках клиента») — сырая идея, как и не отшлифованный алмаз, стоит не так уж дорого — вы платите за совместное превращение вашего алмаза в бриллиант. Профессиональный разработчик или дизайнер подобен ювелиру, который из «сырья» клиента, применив все свои навыки, знания, умения и чувство вкуса — способен сделать настоящее украшение.

Хороший заказчик и хороший исполнитель — умеют работать как единая команда, дополнять друг-друга и создавать единый, цельный и завершенный продукт.

9 комментариев к “Формула отличного результата или Станьте профессиональным заказчиком”

  1. Знаю из своего опыта, обращается заказчик и говорит:" Сделайте, чтобы было ВО, я появлюсь когда сделаете заказ". Это называется сделай то не знамо что. А вот потом начинаются проблемы, то не так или то не так.

    ОтветитьОтветить
  2. Так что должно быть изображено в шапке сайта? Ручка или стилизованное изображение курьера?

    Это точно. Работаю непосредственно у того кого вы называете заказчиком. Во многих конторах настолько не хватает времени на инновации, что ответственным лицам просто необходимо отчитаться перед шефом за выполненую им работу, а если работа выполнена не правильно, то виноват исполнитель. Чаще всего на предприятиях царит хаос это не позволяет уделять достаточно внимания важным деталям.

    ОтветитьОтветить
  3. @Rostislav.: да, к сожалению, такие варианты действительно встречаются и еще одной крупной проблемой является отсутствие контактных лиц. Именно по этой причине перед началом работы необходимо всегда четко оговаривать — кто будет ответственным сотрудников со стороны заказчика.

    ОтветитьОтветить
  4. @orchanin: это как раз одна из тех причин, по которой ответственность за разработку должна разделяться равномерно между контактным лицом в компании и исполнителем. И хотя создание сайта — коллективный труд, ответственность за итоги должна быть персональной — в соответствии с распределенными обязанностями.

    О них я писал в статье «Как правильно построить процесс взаимодействия между заказчиком и разработчиком?» — пожалуйста, почитайте, если Вам интересен этот вопрос.

    ОтветитьОтветить
  5. Да такое встречается, особенно от того что заказчик иногда даже не консультируется у нужных экспертов, а сам что то придумывает, или спрашивает у тех кто не имеет ни малейшего понятия в программировании, зато хорошо знает ту область для какой будет создаваться софт. Вот такой конфликт интересов, а программеры, это в обще уникальные люди))

    ОтветитьОтветить
  6. @yuriy88:

    В том и наука. Нужно научится правильно объяснить заказчику почему необходимо делать так, а не иначе, что ему это даст и сколько он потеряет если навяжет свою точку зрения в области, в которой он абсолютно ни чего не понимает.

    В нашем деле очень много терминологии. В связи с этим по моему опыту очень трудно доходчиво объяснить куда сливаются деньги заказчика. Вот например: почему так дорого стоит продвижение сайта в поисковых системах? Естественно как профессионал начинаешь отвечать что большая часть денег уходит на покупку ссылок. Вот!

    Покупка ссылок — я по несколько часов в день убиваю на это дело и еще час на изучение этого вопроса. А ему нужно объяснить за пять минут. Как объяснить, что сайт пропал из выдачи яндекса несмотря на вложенные средства потому, что яндекс сменил алгоритм ранжирования.

    Если даже заказчик выслушал с умным видом и кивал головой то он ничего не запомнил и уж тем более не понял для него эта информация лишняя его интересует результат и он прав.

    ОтветитьОтветить
  7. Подскажите пожалуйста, где Вы берете такие красивые фото, которые на начале постов? Покупаете? Или просто ищите буржуйнетские из Google Images? Я подписался на комментарии, поэтому жду ответа и заранее благодарю!

    ОтветитьОтветить
  8. @Harchenko: спасибо за комментарий.

    Просто нахожу в Google Image Search — занимает некоторое время, нужно не искать не только по заголовкам, но и по запросам, коррелирующим с тематикой статьи.

    ОтветитьОтветить
  9. В начале своей работы копирайтером тоже сталкивалась с такими заказчиками: пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю — что. Нервничала ужасно и просила — объясните подробнее, что от меня требуется, я не могу так писать! Но не все шли навстречу, приходилось мучится и придумывать ходы...

    ОтветитьОтветить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *