Открою небольшой секрет — на заре туманной юности, Rozetka.ua была одним из моих любимых магазинов. Мне действительно нравилось у них покупать — и ассортимент, и цены и качество были очень приятными. Но тлетворный процесс — «чем больше становится магазин — тем хуже становится качество обслуживания» не обошел стороной и этого продавца.
О нынешних странностях во взаимоотношениях с клиентами интернет-магазина Rozetka.ua я уже писал. Еще тогда меня до глубины души поразило — насколько менеджмент этого магазина «заботится» и «любит» своих клиентов, но в прошлом случае представители магазина пытались списать собственные промахи в управлении на каких-то кровожадных мифических «убийц курьеров», о которых известно лишь самому менеджменту и нет реального подтверждения в каких-либо СМИ, на мою гадкую природную лень ввиду нежелания явить свой светлый лик пред очи курьера по мановению волшебной палочки и прочее-прочее-прочее. Если есть желание узнать подробности прочтите — комментарии к статье.
Но вчера Розетка умудрилась отличиться так, как до них не доводилось еще никому…
А ведь ничего не предвещало беды — решил я порадовать супругу на день рождения и подарить ей желанный Asus EEE Pad Transformer. Приобрести его я решил у Rozetka.ua — поскольку доставка планировалась в офис, никаких особых подвохов (как в прошлый раз) я от них не ожидал. Авторизовавшись на сайте, проверив все свои данные (номер телефона, адрес и т.д.), я со спокойной совестью сделал заказ: планшет + карта памяти.
Буквально через минуту мне позвонил молодой человек, назвавшийся Максимом, и после ряда уточняющих вопросов о наличии, времени доставки и прочих сопутствующих моментах, уточнил: «а есть ли у Вас дополнительный номер телефона, по которому мы можем с Вами связаться в случае необходимости?» Поскольку номер у меня один — я, естественно, ответил «нет», заверив его, что никаких проблем — телефон включен и курьера я дождусь.
Следующим вопросом г-на Максима было: «есть ли у Вас возможность записать номер заказа?». Поскольку ручки под рукой не было, я сказал, что возможности нет. На что последовал ответ — «ничего страшного, Вам придет SMS«.
И вот тут началось самое интересное…
«Досадная техническая ошибка»
По прошествии 10 минут SMSка так и не пришла, но позвонила… супруга, которая несколько удивленно сообщила мне о том, что ей только что пришла SMS от Rozetka.ua с номером заказа и его стоимостью. О том, какие радостные ощущения я испытал — рассказывать, думаю, не имеет особого смысла.
Перезвонив в Rozetka.ua, я попытался связаться с г-ном Максимом, чтобы выяснить глубинную суть произошедшего. Однако его крайне «вежливый» коллега, на мою просьбу пригласить сего господина к трубке выдал нетленное: «у нас пять Максимов!».
Причем отметим особо, что все операторы Rozetka.ua представляются исключительно по имени — и как их искать, клиент должен догадываться сам. Даже не знаю, может тогда уже стоит брать операторов с разными именами, раз иначе не получается? Поневоле вспоминаешь провайдера «Воля-Кабель» со своим перегибом в другую сторону — в свое время у них все операторы назывались только индивидуальным цифровым кодом.
На предложение найти своего коллегу по номеру заказа, он сначала некоторое время сверялся, видимо, с базой, после чего сказал, что там ничего не указано об «авторе». На описанную мной возникшую ситуацию, я услышал в ответ сакраментальное: «ну почем я знаю? Откуда-то же этот номер у нас взялся?!». На предложение пригласить старшего, который мог бы разъяснить суть происходящего, был дан ответ: «я передам номер телефона из заказа, Вам перезвонят».
Через минут 20 мне действительно перезвонил сотрудник Rozetka.ua — Максим, который попытался пояснить мне произошедшее досадной технической ошибкой и, подбавив в голос искренности, принес мне «извинения от имени компании». На мой вопрос: «и что мы теперь будем со всем этим делать?» он предложил взять небольшой таймаут для того, чтобы, видимо, посоветоваться с коллегами.
А за время этого таймаута, супруга перевонила мне еще раз и сказала, что помимо той первой SMSки — ей пришли еще 3 такие же. Видимо, Rozetka.ua решила сделать дополнительно несколько «контрольных в голову» — ну, вдруг человек первое сообщение пропустил и не прочитал? Ведь мы же заботимся о своих клиентах — пришлем еще 3!
Еще минут через 20 мне снова перезвонил г-н Максим и предложил «закрыть» проблему… скидкой в ~200 гривен. Видимо это должно было стать тем самым хрестоматийным «предложением, от которого невозможно отказаться», поскольку на мою просьбу отменить заказ, г-н Максим несколько расстроился.
Так откуда же взялся второй номер?
Как выяснилось в процессе общения, моя супруга когда-то имела неосторожность заказать что-то в Rozetka.ua и оставить им свой номер телефона, который не показывался в данных моего личного кабинета, но хранился где-то внутри CRM-системы самой Розетки. Видимо за счет странной привязки номера к адресу доставки, а адреса — к ФИО, и произошла эта волшебная метаморфоза телефонных номеров.
Но каким образом этот номер смог «всплыть» в моем заказе — для меня загадка по сей час. В особенности учитывая тот факт, что заказ я делал в офис, а номер телефона супруги, полагаю, мог бы быть привязан к домашнему адресу. И звонил-то сотрудник Розетки — на нужный номер.
Судя по всему, магазину Rozetka.ua не дают покоя лавры «Корпорации зла» и они в обязательном порядке хранят все номера телефонов клиентов, выстраивая из них цепочки с заказами, адресами и ФИО. И собирали бы себе дальше, только зачем же это делать так криво?
Почему я не отказался от услуг Rozetka.ua сразу?
Честно скажу, это было первым и, по-сути, единственным желанием. Но с одной стороны я четко понимал, что «фарш невозможно провернуть назад и мясо из котлет не восстановишь», а с другой — в ситуации с Соколом, некоторые комментаторы упрекали меня о том, что стоило бы не писать сразу статью, а обратиться в сам магазин, чтобы дать возможность его менеджменту решить вопрос мирным путем. Я честно попытался это сделать.
Cупруга напомнила историю — у интернет-магазина Komod.ua скидки привязаны к учетной записи. В какой-то момент она покупала друзьям подарок и воспользовалась моим аккаунтом, изменив телефон на свой при заказе. Менеджер Комода специально уточнил — по какой причине изменился номер телефона и на какой именно номер нужно звонить в случае возникновения вопросов.
В чем же действительно ошибка Rozetka.ua?
Можно долго говорить о том, откуда растут руки у того, кто отправил это злополучное сообщение и предлагать разные варианты суровой и медленной расправы, но попробуем понять, что сбой может произойти у каждого — от подобного никто не застрахован. Можно поставить мега-навороченную CRM-систему и она в ненужный момент пришлет СМСку не по тому номеру. Звезды могут встать так, что эта SMS придет именно в тот момент, когда я буду покупать подарок, а не совершать обычную покупку. Да, это действительно очень неприятно, но история не имеет сослагательного наклонения. Проблема не в том — что произошло, а в том — как это исправить.
Судя по стилю общения сотрудников Розетки, они явно проходили треннинг по работе с конфликтными клиентами. Все эти фразы: «я Вас прекрасно понимаю», «у нас сложилась деликатная ситуация», «мы конечно же готовы признать свою ошибку» — все это именно оттуда. Но только есть одна проблема — на треннингах дают только знания, но думать-то не учат.
Видимо именно этот факт и не позволил представителям Rozetka.ua задаться простым и несложным вопросом: если конфликтный клиент и так уже идет на контакт — каким образом мы действительно можем исправить сложившуюся ситуацию?
Для примера, расскажу историю из личной практики — когда-то, в мою бытность старшим смены технической поддержки, в мою смену произошел очень неприятный случай — в процессе общения с клиентом-женщиной, оператор позволил себе глупую и обидную шутку в ее адрес.
В сущности, он даже и не хотел ничего плохого, но юношеского ума не хватило на тактичность и шутка «не прошла». В итоге клиентка очень обиделась и ситуация приобрела неприятный оборот. В качестве наказания, оператор был лишен квартальной премии, и на всю сумму отправлен покупать цветы и лично извиняться перед клиентом. И, поверьте, больше таких факапов он себе никогда не позволял, а клиентка не стала прерывать отношения с компанией.
Что же должна была сделать Rozetka.ua?
Во-первых, извиняться передо мной не имело ни малейшего смысла. В конце-концов, праздник был испорчен именно моей супруге и извинения приносить нужно было именно ей. Во-вторых, никогда нельзя оценивать то, что оценить просто нельзя — кто сможет ответить, сколько стоит испорченный сюрприз? Какова его цена?
Единственное приемлемое решение со стороны Rozetka.ua было бы:
- принести извинения лично моей супруге;
- уточнить у меня дату ее дня рождения;
- взять те же 200 гривен, которые они и так предлагали в качестве скидки;
- на эту или меньшую сумму выбрать из своего ассортимента любой подходящий презент;
- организовать доставку презента в соответствующую дату.
Как видите, ничего экстравагантного — затраты абсолютно те же. Но этими действиями магазин хотя бы попытался показать, что он действительно ценит своего клиента.
Но одно дело — расписывать свои достижения на Wikipedia и тратить огромные бюджеты на рекламу, а совершенно другое — по-детски облажаться в простой и в общем-то примитивной ситуации, решение которой описано в любом учебнике по маркетингу.