Никому не открою секрет, сказав, что в последнее время Google попытался сделать очередной рывок вперед, надеясь откусить и свою часть от большого и красочного «пирога» социальных сетей. Первой ласточкой стал Google Wave, работа над которым была начата еще в 2007 году, а анонс состоялся 28 мая 2009 года на конференции в Сан-Франциско.
Вторым участником «марафона соцсервисов» стал Google Buzz, запущенный для всех пользователей Gmail буквально на днях. Причем если Wave все еще доступен только по приглашениям, то Buzz работает без каких-либо ограничений.
Еще до официального появления обоих сервисов, в Google Reader без особой помпы были добавлены элементы «социальности» — возможность вести свою отдельную ленту общих записей и простая система рейтинга «нравится/не нравится», которая однако была не лишена определенной изюминки — над каждой записью отображался перечень тех пользователей, которые данную запись оценили. Но, судя по своему личному опыту, из 401 ленты в моем Google Reader, эта фишка сработала только на очень посещаемых ресурсах, например, bash.org.ru.
Сегодня я хочу поговорить о тех четырех проблемах, с которыми я столкнулся при попытке полноценно использовать Google Buzz и Google Wave.
Проблема №1. Зачем мне это нужно?
Я честно просмотрел все час двадцать презентации Google Wave на Google Wave Developer Preview at Google I/O 2009, после этого получил приглашение и «пощупал» Волну «в живую», но так и не смог понять основной посыл — для чего мне, как пользователю, нужен этот сервис? Теперь же, ознакомившись с функционалом Google Buzz, я задаю себе тот же вопрос.
По-сути, в обоих случаях пользователям предложили некий объем функционала, рассказали для чего он создавался и какие функции несет, но не ответили на простой вопрос — в чем его практическое применение?
Обсуждая сервисы от Google (не учитывая таких понятных как Gmail и Google Analytics), я часто слышал от многих собеседников практически одну и ту же фразу — «у них там что, переизбыток финансовых средств?». Иногда возникает стойкое впечатление, что Google разрабатывает сервисы не с какой-либо определенной целью, а просто так — лично для себя, как некие внутренние проекты, которыми не грех похвалиться и перед пользователями.
После ознакомления с практически любым новым Google-сервисом, у меня создается ощущение, что мне дали большой красивый ультрасовременный экскаватор и сказали «пожалуйста, пользуйся!», но только абсолютно забыли уточнить — что именно я должен им строить. В итоге дорогущая техника превращается просто в игрушку, которую забываешь через пару-тройку недель.
Google Wave
После просмотра презентации, сама идея волн меня по-настоящему воодушевила. Нет, ну правда — тут тебе и отлично продуманный интерфейс, и удобство использования, и классическая для Google высокая скорость работы… Но получив приглашение (кстати, спасибо extezy) и зарегистрировавшись, я столкнулся с закономерной проблемой — что и с кем мне здесь обсуждать?
Давайте рассмотрим тот пример, который был продемонстрирован нам на презентации — изначально есть два пользователя, которые обсуждают некий вопрос. Когда им требуется мнение третьего, они отправляют ему приглашение и он легко и быстро к ним присоединяется, получая возможность просмотреть весь ранее созданный «протокол встречи». С точки зрения данной ситуации (обсуждение определенного вопроса), идея сервиса раскрывается замечательно — все рады, все довольны.
Но вот в чем закавыка — дальше обсуждения грядущей пьянки дело не идет. А все потому, что нет дальнейшей мотивации.
Google Buzz
После легкого разочарования в «чистом» Wave, с чуть меньшим интересом я ознакамливался с Google Buzz, втайне надеясь, что Волна каким-либо образом будет использоваться в этой социальной сети — очень уж мне понравился интерфейс и концепция. Однако, не тут-то было. Google просто сделал некий комплекс, позволяющий интегрировать в себя определенный набор сервисов. Причем Wave в принципе никоим образом с Buzz не интегрированы, что лично у меня вызвало сильное удивление.
Вторым не оправдавшимся моим ожиданием стала надежда получить единый интерфейс для управления всеми доступными сервисами — читать, обновлять статусы, редактировать записи и т.д. Но снова — нет, Twitter работает только в одну стороны, позволяя лишь читать и обсуждать твиты пользователей, на учетные записи которых я подписан в Buzz. Но, возвращаясь к проблеме №1 — зачем мне обсуждать твит в Buzz, если я прекрасно могу сделать это в Twitter?
Через некоторое время после старта сервиса стало понятным, что 98% контента Google Buzz составляют исключительно клоны оригинальных записей в соответствующих сервисах, а у многих пользователей лента на все 100% состоит только из записей интегрированных сайтов. И, что совершенно закономерно, далеко не всем пользователям это нравится.
Проблема №2. А где все?
Google Wave
В отличие от всех социальных сетей, да и вообще концепции Web 2.0, Wave — абсолютно замкнутая система. Волны недоступны для общего просмотра, сторонний пользователь может быть только приглашен к обсуждению, но вступить в него самостоятельно права не имеет.
В итоге, мы снова откатываемся на уровень обсуждения встреч и на этом останавливаемся. Альтернативой может стать использование Google Wave в качестве bugtracker или форума для обсуждения проекта. Но возможность любого из пользователей вклиниться в обсуждение любого комментария, на мой взгляд, вместо обсуждения сведет весь процесс к «базар-вокзал».
Но подобных сервисов уже более чем достаточно (как standalone, так и коллективных), а с другой стороны — не слишком верится в то, что Google создавал Wave исключительно для ИТ-сегмента пользователей.
Google Buzz
В Buzz ситуация кардинально обратная — все могут видеть и обсуждать всё, причем до такой степени, что часть пользователей начала активно жаловаться на подобную излишнюю «широту души», обратившись к Google с требованием ограничить публичность и открытость записей Google Buzz, из-за функции автоматического создания круга друзей на основе почтовых Gmail-контактов, используя которую любой посторонний человек мог узнать с кем вы общаетесь. И не смотря на то, что Google признал ошибки и извинился перед пользователями, после еще и в суд подали по схожей причине.
Но вместе с тем, тот пользователь Buzz, который не имеет профиля Google и в чьей адресной книге нет ни одного пользователя, который ведет свою ленту в Google Reader, свой блог/сайт или Twitter, оказывается на необитаемом острове информационного вакуума — не зная почтовых адресов Gmail, добраться до кого-либо он просто не в состоянии. Кстати, та же проблема возникает и при желании обратиться к конкретному пользователю в комментариях — для того, чтобы это сделать, необходимо указать в тексте «@username@gmail.com». Легко предположить, что не зная адреса — обращения не получится. (Правда эту проблему находчивые пользователи Хабра, подсмотрев решение на AEXT.NET, предлагают решить так — навести курсор на имя пользователя и посмотреть в строке состояния его имя, после чего добавить к нему @gmail.com и вставить эту конструкцию в комментарий).
Возможно, со временем, владельцы сайтов и блогов начнут массово публиковать адреса своих Buzz-лент, а также (как это было с Twitter) появятся рейтинги и списки пользователей, но сейчас этого практически нет.
Сейчас Google пытается решить эту проблему методом «Предложений» (аналогичный алгоритм используется в Google Reader), который публикуется ниже формы поиска, но лично для моей ленты — не слишком успешно.
Проблема №3. Что писать?
Google Wave
Учитывая изначальную концепцию Google Wave, пользователь не может просто опубликовать определенную запись или статус, рассчитывая получить комментарий от заинтересовавшихся читателей. Сама логика Wave предусматривает некую расширенную версию сервиса обмена мгновенными сообщениями, позволяющую при необходимости устраивать конференции — то есть, по-сути, старая идея, но в новой красочной обложке.
Причем отметим, что это, опять же, не общедоступный чат — нельзя ни прочесть Волну, ни вступить в обсуждение до тех пор, пока тебя не пригласят. То есть, по-сути, сервис имеет только две направленности: либо исключительно прагматичную — позволяя коллективно обсудить определенный вопрос и закрыть Волну, либо же — использовать ее как средство для бесконечного флуда ни о чем. То есть, сама красивая идея, которую пиарили разработчики Google Wave на конференции — нарастающая волна обсуждений — по-сути, изначально режется на корню.
Google Buzz
С Google Buzz ситуация обратная — в нем попросту нечего обсуждать. И есть у меня подозрение, что если бы не возможность добавления сторонних сервисов (например, Twitter или Picasa), то в Buzz бы все закончилось еще на обсуждении первого вопроса практически любого пользователя — «а что это за новшество такое?». Все — дальше говорить просто не о чем и все плавно возвращаются в свои профили в Twitter, Facebook и прочих привычных сервисах.
Кроме того, многих пользователей сбивает с толку система публикации записей, основанная не на привычной сортировке по дате, а на некоей внутренней системе распределения популярности записей, а также автоматическая система блокировки «интеллектуальных шумов», которая отсекает записи, которые теоретически не могут быть интересны данному пользователю. Насколько я пониаю, это одна из причин, по которой многие пользователи пытались понять, почему в ленте Google Buzz не появляются записи, опубликованные в Twitter.
Проблема №4. Чем лучше существующих?
Google Wave
Одну из возможных наметок — чем Волны лучше классических комментариев, разработчики дали еще на конференции, показав как можно использовать Wave в качестве ленты комментариев на блоге. Однако, с одной стороны — пока что нет ни конкретных средств интеграции для популярных блог-платформ, ни живых решений, а с другой — мы снова упираемся в замкнутость Волн на себя, учитывая которую — обсуждать статью/фотографию/видеоролик смогут только те, у кого есть аккаунт в Google и кого пригласили к обсуждению.
Если Livejournal, Blogger, WordPress и другие социальные сети и блог-платформы, постарались решить проблему идентификации пользователей с помощью OpenID, то Google уповает исключительно на собственную систему авторизации и, как минимум пока, никаких подвижек в сторону интеграции не проводит.
Google Buzz
Если Wave еще можно спозиционировать как оригинальный сервис, то Buzz никаких новшеств не предлагает. По-сути, мы видим известную еще от появления форумов модель — стартовая запись и идущие к ней комментарии. Считать интеграцию сторонних сервисов в «ткань» Buzz чем-либо оригинальным не имеет смысла, поскольку ничем новым данный подход не является. В сущности, Google продолжил свой постоянный вектор — не производить контент, а лишь синтезировать его за счет пользователей. По-сути, Google в Buzz делает все то же, что и всегда — собирает, анализирует, организовывает информацию и, становясь посредником, добавляет к ней «перчинку» рекламы.
Выводы
В завершение стоит сказать, что все вышеописанное нужно рассматривать исключительно через призму сегодняшнего дня. Кроме того, нужно не забывать, что у Google большой и разносторонний опыт создания и развития сервисов, а также тот факт, что их политика отличается достаточной гибкостью и умением принимать целевые решения.
Об этом говорит, например, факт открытия в свое время общего доступа для ранее платного Google Analytics — который на сегодня де-факто стал основной системой статистики; активного продвижения Google Reader — появление которого серьезно подтолкнуло развитие RSS-лент; приобретение Feedburner — ставшего основным средством ведения статистики подписчиков и т.д.
С другой же стороны, нужно помнить, что есть очень большая группа пользователей Google-сервисов, активно занимающихся разработками плагинов для блог-платформ, расширений для браузеров, цу-ориентированных сервисов и т.д.
Например, Aronsky уже разработал плагин G_Buzz_button, позволяющий добавлять на WordPress-блоги кнопку, отображающую аналогичный TweetMeme и Topsy для Twitter — счетчик для Google Buzz.
Также, уже существуют Buzz-расширения для Google Chrome — Chrome Buzz и Google Buzz Pad и Firefox — Buzz It!.
А в записи «Дорогой Гугл, добавь пожалуйста […] в Buzz«, вы можете почитать пользовательские отзывы на тему «чего мне не хватает в Google Buzz«. Должен отметить, что список внушителен и пополняется.
Так что, я закончу эту статью все же позитивной нотой — «если кто-то это делает, значит кому-то это нужно» :)
Ну и конечно же, ссылка на мой профиль в Google Buzz — Yaroslav.CH. Подписывайтесь, не стесняйтесь — уверен, вместе мы сделаем этот сервис более привлекательным!