В этот раз мы поговорим о том какую роль играет дизайн в создании сайта, его месте в разработке и о типичных ошибках, допускаемых при разработке оформления.
Бесспорно, пословица «Встречают по одежке…» абсолютно верна и в нашем случае, но давайте спросим себя — является ли дизайн первичным? Ведь, по-сути дела, чего ради любой посетитель приходит на сайт? Ради информации. Безусловно, приятно, когда эта информация «обернута» в красивую упаковку — это позволяет легче ее воспринимать, а кроме того, как показывают исследования, повышает уровень доверия к источнику этой информации. Но чаще ситуация напоминает покупку в продуктовом магазине — шикарная упаковка и абсолютно невкусный продукт. А иногда этот продукт еще и получить нельзя.
Почему же так происходит?
Чаще всего проблема кроется в распространенном изначальном «перекосе» при разработке сайта — основное внимание уделяется соблюдению корпоративного стиля в дизайне, выпадающим-выезжающим-материализующимися меню и прочим «прелестям» и при этом абсолютно забываются вопросы структуры, применения методик Интернет-продаж и друге составляющие элементы эффективной торговли.
Главным принципом, которым необходимо руководствоваться в процессе создания Интернет-представительства, был и остается «принцип золотой середины», который, как известно, не терпит острых углов и дисбаланса.
Давайте попробуем разобраться, каким же образом создать красивый, но в то же время и функциональный сайт и о какие «острые углы» чаще всего бьются многие заказчики и дизайнеры.
Известная иерархическая модель продвижения AIDA, который гласит, что клиента получит тот, кто сможет провести его за руку по четырем нехитрым ступенькам:
- Attention – Внимание. Обращаем внимание потенциального клиента на свое предложение.
- Interest – интерес. Пробуждаем интерес при ознакомлении с предложением.
- Desire – желание. Покупатель должен захотеть то, что предлагается.
- Action – действие. Обеспечиваем возможность приобрести рекламируемое.
А теперь давайте попробуем переложить теоретическую маркетинговую формулу на нашу ситуацию. Представим себе — клиент ищет некий товар. Зададимся простым вопросом — откуда потенциальному покупателю получить перечень компаний, которые ориентировочно продают необходимую ему вещь? Правильно — из поисковой машины. Задумаемся над следующим вопросом — как поисковой машине определить сайт, который лучше всего подходит для клиента? Совершенно верно — исходя из анализа размещенной на сайте информации. В итоге мы уже изначально получаем клиента, привлеченного именно информацией — предлагаемым товаром или услугой.
Итак, мы получили наш Attention — первичность информации. Однако это все еще посетитель, не превратившийся еще даже в потенциального покупателя.
Теперь нам нужно пробудить интерес к нашему товару, и вот именно здесь мы воспользуемся нашей «упаковкой», а именно… А вот здесь мы ударяемся об Острый Угол номер Раз — как показывает практика, мгновенно привлечь человека может только нечто оригинальное, неоднородное, то, что будет служить своего рода фейерверком над серым морем шаблонных «одежек».
Причина, в сущности, проста и называется «замыливание глаза». Представьте себе, что вы просмотрели уже пять-шесть похожих друг на друга сайтов и вот вам показывают такой же седьмой — с теми же самолетиками, машинками, девушками с гарнитурой… Вы уверены, что сможете разглядеть то чудесное предложение, которое вам так было нужно? А представьте себе, что вам показали нечто, привлекательное и отличающееся от других? Чувствуете, как потеплело? Это Interest. Но пока только к компании, но не к товару.
Таким образом, посетитель заинтересовался нашим сайтом и обратил внимание на предложение, вынесенное на стартовую страницу и готов ознакомиться с ним подробнее. И вот тут мы сталкиваемся с с Острым Углом номер Два.
Ремарка: в сущности, третий пункт состоит из 2 частей: сути предложения и его оформления. Поскольку сайт никоим образом не может влиять на суть предложения, будем считать, что оно достаточно привлекательно. Пока остановимся только на оформлении.
Часто, при разработке дизайна к вопросу оформления специальных предложений, эксклюзивных товаров и акций, по неизвестным причинам относятся спустя рукава, сосредотачиваясь на общем оформлении, соблюдении corporate style, gidelines и прочем. На самом деле, это серьезная подножка самим себе, вынуждающая в будущем либо вкладывать дополнительные средства в доработку дизайна, либо же «прятать» акции и спецпредложения среди новостей.
Итак, клиент заинтересован и с интересом разглядывает муки творчества дизайнера и гениальные задумки верстальщика. Но, как показывают исследования, через полторы-две минуты «Штрирлиц проснется» и он снова вернется к тому, за чем, собственно, пришел — за товаром. Но долгие бессонные ночи отдела маркетинга и красивая упаковка сыграли свою роль и клиент уже хочет получить то, что ему предлагают. А мы получили клиентское Желание.
А вот и острый угол номер Четыре — увлекшись красивой шапкой и завитушками в меню, никто не вспомнил о том, что необходимо разработать привлекательный элемент, который будет кричать клиенту — «Нажми меня! Я тот Сезам, который подарит тебе золотые горы!». Но нет, в лучшем случае все ограничивается труднодоступной ссылкой\кнопкой «Купить» или же полным отсутствием Action, в надежде, что клиент найдет телефон в разделе «Контакты».
Итак, если ваш клиент смог пройти все четыре ступеньки AIDA и вы по дороге не били его об углы, он мало того, что с с удовольствием приобретет ваш товар или услугу, но и в будущем не только вернется, но и приведет за собой ваших будущих покупателей. Причем, заметим, приведет совершенно бесплатно!