Придумывание и внедрение новых элементов для сайта — это поистине увлекательное занятие. Людям в принципе свойственно желание периодического обновления окружающих вещей — начиная от гардероба и заканчивая работой или автомобилем. Но не даром мудрые китайцы желают своим недругам жить в эпоху перемен — далеко не все новшества идут во благо и на пользу.
Кстати, я обратил внимание, что в большей степени склонны к псевдо-экстравагантности в основном те заказчики, у которых уже давно есть не очень качественный сайт и он не обновлялся уже более 5-7 лет. Почему-то, глядя на поделку «времен очаковских и покоренья Крыма», им жгуче хочется какого-то взрыва на фабрике красок. Вот, чтобы сайт раз — и преобразился до неузнаваемости, сделавшись из гадкого утенка… вот только почему-то обязательно лишь гадким лебедем.
Автоматически включающаяся музыка или видеоролик
Не самый частый, но почему-то самый отстаиваемый запрос клиентов. По не совсем понятной причине, считается, что это один из наиболее эффективных способов выделиться среди всей массы конкурентов. Мол, у них вот музыки нет, а у нас — будет! Другое дело, что потенциального клиента, просматривающего сайт глубокой ночью и необдуманно включившего звук, при всей его любви к Полу Маккартни или стилю Lounge, может попросту хватить кондрашка и после этого он вряд ли согласиться упасть в ваши ласковые объятия.
Один из клиентов долго мне доказывал, что если не установить автозапуск для ролика при открытии страницы, то никто и никогда не нажмет кнопку «play», дескать это лишнее действие. Аргументы — «если посетитель действительно заинтересовался, он не поленится сделать один клик» и «автозапуск вызывает лишь отрицательные эмоции и тем самым изначально портит впечатление» — не возымели воздействия ровно до тех пор, пока не была проанализирована статистика по показателям отказов из Google Analytics и не пришло письмо возмущенного посетителя о том, что лечить его от инфаркта будет компания-владелец и исключительно за свой счет. Особо нужно отметить, что владелец ресурса очень гордился тем фактом, что ролик начинается с мажорного «та-дам!» — мол, именно это гарантировано привлечет внимание посетителя.
GIF-анимация
Перемигивающиеся по всей странице анимированные баннеры были хороши в конце девяностых, но сейчас они уже не вызывают ожидаемой заказчиком бури восторга, а лишь раздражают и отвлекают от сути содержащейся на сайте информации.
С годами Интернет изменился — если раньше это был в большей своей части полигон для дизайнеров, то сейчас есть только один бог — информация. По коммерческим запросам пользователи приходят на сайт только ради удовлетворения своих потребностей, но не ради желания поглазеть на мигающие картинки.
Веселенькие шрифты
Еще одно требование из категории «тревожные девяностые». До сих пор все не могу забыть сайт в светлых тонах, в котором все было сделано достаточно благопристойно, с хорошей версткой и качественным форматированием, но заголовок — название компании — был написан нежно-поросячьим Comic Sans. Видимо, диссонанс и удар по психике были столь сильны, что теперь, вспоминая о существовании этого шрифта или наталкиваясь на его упоминание, он стойко ассоциируется у меня с гламурно-розовым цветом. Не так давно на Хабрахабре была отличная схема на тему: «Когда стоит использовать Comic Sans». Просто и понятно.
Яркий фон
Говорить о таких клинических случаях как фон из gif-анимации мы не будем, но светлый шрифт с обводкой на светлом фоне или насыщенный фон, состоящий из, например, логотипа компании — такие пожелания все еще встречаются в пожеланиях заказчиков.
Превалирование графики
Проблема соблюдения пропорции между графикой и текстом — извечна и наибольший диссонанс в веб-дизайн привносят в равной мере заказчики и полиграфические дизайнеры, переквалифицировавшиеся в web.
Не так давно я консультировал приятеля на предмет разработки дизайна для сайта журнала. Не смотря на то, что «журнальный» дизайн априори подразумевает заполнение основной массы сайта — текстовыми материалами, в дизайне 60% страницы планировалось занять исключительно графическим оформлением, оставив центральную часть равной не более 30-35% (учитывая отступы и т.д.).
Причем такая пропорция всецело поддерживалась самим заказчиком и была озвучена как «свежая и новая». После предметного разбора ситуации «свежесть новизны» несколько поувяла, а кроме того добавилась масса нового (изначально нужного) функционала, превратив сайт из промо — в информационный. Дизайн, конечно же, пришлось рисовать практически с нуля.
Тысячи изображений призов и грамот
Идеологически, награды и призы, которые получила компания или владелец сайта — это один из очень существенных и обязательных разделов сайта. Но многие заказчики пытаются удариться в две крайности — либо им попросту лень собирать и сканировать сертификаты, либо же они пытаются сделать из сайта исключительно галерею наград, забывая о его изначальном предназначении. Я понимаю, что можно брать или качеством, или количеством, но диплом «усть-урюпинской школьной олимпиады по засолке карасей в деревянной таре» вряд ли произведет должное воздействие на потенциального клиента.
Вообще, говоря откровенно, один развернутый отзыв солидного клиента о работе с компанией, напечатанный на фирменном бланке с подписью директора и печатью, стоит десятка дипломов в красивых рамочках. Все мы, в конце-концов, знаем, что многие премии являются скорее денежным аукционом, а не действительным рейтингом — а вот купить отзыв крупного клиента, на мой взгляд, практически нереально. Как минимум, я никогда не слышал о таких ситуациях.
Обязательная регистрация для обратной связи
В чистой теории, такое пожелание имеет право на жизнь — являясь неплохим инструментом для составления базы данных посетителей. На практике же, тратить время на бессмысленную регистрацию готов лишь тот клиент, который очень хочет что-либо вам высказать. И это «что-то» очень редко бывает положительным.
В итоге — смысла никакого, разочарованному и негодующему клиенту ничего не продашь, а лишняя регистрация на фоне фразы «мы всегда готовы к сотрудничеству» выглядит как трехметровый забор перед парадной дверью. А со спамом можно бороться иначе.
Неподтвержденные сведения
«Мы — лучшая компания на рынке», «Наша организация входит в десяток самых успешных компаний страны», «Наши «Рога и копыта» — лидер мирового сообщества»… Знакомо? 95% текстов «О компании» написаны с использованием подобных оборотов. Но почему-то никому из горе-копирайтеров даже не приходит в голову провести хотя бы минимальную параллель между разделом «Награды» и этим текстом.
По никому не известным причинам считается, что клиент должен верить на слово. Мы же сказали, что «лучшие» — значит лучшие. И без вариантов. Но только в реальности, эти тексты звучат ничуть не убедительней, чем заголовки «желтой» прессы.
Рерайт
Продолжая говорить о текстах, нельзя не упомянуть очень странную «болезнь», которая охватила практически всю область сайтостроения — так называемый «рерайт». Нет, я понимаю, что возможность получить из одной статьи — десяток, это очень привлекательная стратегия, но хороша она лишь для сайтов, сделанный под определенную биржу или партнерскую программу, где важен не контент, а лишь объем страниц.
Но когда та же самая методика начинает применяться для коммерческих сайтов, это очень и очень удивляет. Например, у одного из клиентов есть сеть сайтов на отдельных доменах, каждый из которых посвящен одному направлению бизнеса. Причем особо отметим, что эти сайты перелинкованы между собой не только технически, но и на уровне перекликающихся коммерческих предложений. И все бы было ничего, если бы в один прекрасный момент он не заказал рерайт довольно пространных текстов с первого сайта, с целью клонировать их на все остальные. В итоге получилась вода, в которой плавают кусочки «мяса» в виде ключевых слов.
На вопрос — «зачем?», последовал ответ: «ну вот сам посуди — написать качественный материал стоит около $10 за штуку, а у меня 10 сайтов по 10-15 страниц. А так, я заплатил всего $50 за две большие статьи и $100 за рерайт. Экономия-то какая!».
Конечно, я согласен, что с финансовой точки зрения — profit на лицо, но вопрос качества полученного материала остался просто за гранью добра и зла. В связи с этим возникает простой вопрос к тем, кто «исповедует» подобную методику наполнения сайта — для чего на сайте нужны тексты? Для «галочки» или для продаж?
Плагиат
Квинтэссенцией «качественной работы» является, конечно, плагиат. Помню, был клиент, который прислал ссылку и сходу озвучил следующее пожелание — «хочу копию вот этого сайта». На вопрос — «в смысле, Ваш сайт должен быть в определенной мере похож на присланный потому, что он Вам нравится?» было сказано — «НЕТ!, нужна абсолютно идентичная копия!».
Добиться сакрального смысла этого действия мне так и не удалось — единственным более-менее внятным обоснованием было: «я знаю, у них хорошо идут продажи». Аргумент о том, что копия сайта не приносит за собой ауру отличных продаж, не возымели никакого эффекта. На том мы с ним и разошлись — каждый при своем мнении.
Грамматические и синтаксические ошибки
По-сути, проблема не стоит и выеденного яйца — проверка орфографии существует уже даже в браузерах (если вы, конечно, не используете Internet Explorer). Соответственно, контроль над ошибками может выполняться как на стороне человека, который пишет текст, так и на стороне того, кто этот текст размещает.
Говорить о стилистике чаще всего вообще не приходится — «вода», канцеляризмы, нарушение логической сочетаемости, неправильное употребление паронимов, плеоназм — чаще всего возникают по причине либо вторичности текстов («Наша компания на рынке с … года»), либо же ввиду необходимости писать «портянки» текстов в угоду поисковым машинам. Впрочем, радует, что последний фактор после обновления алгоритмов Яндекса, стал приносить лишь отрицательный результат.
А какие ненужные вещи для сайта знаете вы?
Сегодня я с удовольствием хочу порекомендовать вам два блога, которые обязательно должны присутствовать в RSS-читалке любого, кто интересуется графикой, дизайном и фотографией.
Блог Наташи Клевер — DesigNonstop.com. Помимо стабильного ежедневного обновления, нельзя не отметить очень большое количество отлично структурированных рубрик, каждая из которых регулярно заполняется новой, интересной и, что самое важное — тщательно отобранной информацией. А о причинах создания блога и о том, откуда черпается вдохновение для его поддержки и развития, Наташа подробно рассказала в интервью Михаилу Шакину.
Свежая статья: Замечательные фэнтези сюжеты в исполнении дизайнера Marc Simonetti
Блог Олега Михайленко — если Наташа в большей степени сосредоточена на графике, то тематика блога Олега захватывает также и web-технологии, типографику и web-дизайн. Причем по словам самого Олега, в сфере последнего направления он старается развиваться наиболее широко, что конечно же, отражается на материалах блога. Своеобразной визитной карточкой ресурса можно назвать подборки «Creative sight», представляющие вниманию читателей коллекции неординарных и практичных вещей.
Свежая статья: Creative sight – №37