Недавно мне поступило очень интересное предложение от сервиса веб-аналитики SpyBOX — использовать блог Proofsite.com.ua как тестовую площадку для апробирования методики анализа читабельности публикуемых статей посетителями. Совместно с аналитиками сервиса мы подготовили этот материал с описанием концепции, последовательности анализа читабельности блога и моими комментариями к нему.
Цель эксперимента – на мой взгляд, крайне интересна для любого автора блога. Ведь всегда хочется знать, какие статьи читают больше, какие меньше, а какие темы могут оказаться вообще не слишком близки и интересны моей аудитории. Помимо простого ознакомления с материалами исследования, в комментариях я хотел бы услышать ваше мнение о том — насколько вообще полезен анализ читабельности контента?
Поскольку материал получился большим, я разделил его на две условные части — в первой мы проанализируем стартовую страницу блога, а во второй — внутренние страницы-статьи.
Проверить, когда начинает пропадать интерес посетителей к последнему опубликованному посту или выяснить, какие части статьи вызывают наибольший интерес читателей, весьма полезно для улучшения содержимого самого блога и повышения его популярности. Определение реальной заинтересованности посетителей в тех или иных материалах, в свою очередь, позволяет придерживаться определенной тематической линии при подготовке новых публикаций, тем самым повышая лояльность аудитории.
Методика анализа контента проста – система веб-аналитики записала все действия посетителей моего блога, которые они совершали в ходе чтения материалов на сайте. Материал, который вы прочитаете ниже – это и есть описательная часть того, что мы увидели с помощью системы SpyBOX.
Как сделать выборку посещаемости страниц
Для анализа читабельности контента не обязательно просматривать абсолютно все страницы блога, обычно для этого достаточно взять по 3-5 страниц из таких категорий: самые посещаемые страницы (1), страницы средней посещаемости (2) и слабые по посещаемости страницы (3).
С помощью системы веб-аналитики SpyBOX мы сгенерировали таблицу посещаемости страниц и взяли по 3 страницы из каждой категории:
Ощущение некоторой нестандартности в поведении посетителей блога появилось уже на стадии анализа его посещаемости — 80% посетителей не возвращаются на сайт после первого посещения. В принципе, это нормально для сайта любой тематики. Но большинство посетителей Proofsite.com.ua являются, если можно так сказать, «хорошими отказниками» – они очень внимательно читают статью, на которую пришли с поисковика по конкретному запросу. Т.е. эти посетители удовлетворили свой интерес и фактически другие материалы на блоге их особо не интересуют.
Эти результаты анализа говорят о том, что мне следует больше внимания уделить внутренней перелинковке статей и визуальным элементам, предлагающим ознакомиться с другими материалами блога.
Кроме того, по техническим причинам я в определенный момент был вынужден выключить блок «Читайте также», что явно отрицательно сказалось на «географии» читабельности материалов на блоге. Mea culpa.
Посмотрите на график. В то время как число возвращающихся посетителей со временем угасает, суммарное количество просмотренных страниц постоянными посетителями значительно возрастает! Стоит отметить, что внешний вид графика является типичным для всех сайтов Уанета и Рунета, однако, здесь есть очевидное преимущество – обычно повторные визиты на блогах резко падают на 5-10-й день, зато на Proofsite.com.ua «хвост» растягивается до 30 дней.
Вообще, применять к блогу традиционные методы оценки показателя отказов (просмотр только одной страницы сайта или взаимодействие с ним менее 30 секунд) будет не совсем объективно. Многие постоянные посетители приходят только для того, чтобы почитать свежий пост и уходят, не интересуясь другими страницами блога. Уход посетителя с блога после прочтения поста – это не «отказ», т.к. читатель был мотивирован на взаимодействие с блогом, а точнее с его текстовым контентом.
Кроме того, опыт показывает, что вычислять процент отказа для блога – это не совсем то, чем на самом деле нужно заниматься при анализе этого типа сайта. Подумайте – какую пользу несет этот показатель, ведь он не может четко сказать нам о реальной заинтересованности читателей в материалах блога?
Анонсы на главной странице – как их воспринимают посетители?
Главная страница блога – это совсем не обязательно «входные ворота» для большинства посетителей, но процесс наблюдения за поведением пользователей именно на этой странице дает представление о том, как распределяется их внимание между размещенными на ней анонсами статей.
На разных блогах количество размещаемых постов может существенно варьироваться, и многие авторы заинтересованы в том, чтобы предыдущие материалы находились в поле зрения посетителей на главной странице оптимальное количество времени. К примеру, на главной странице моего блога, где размещено 7 постов, 60% посетителей прокручивают страницу только до третьего по счету материала (см. скриншот).
Исходя из этого, первые 3 статьи являются безусловными лидерами по популярности — посетители активно кликают названия постов, чтобы почитать их (см. скриншот карты кликов). И это, несмотря на то, что второй и третий материалы были размещены более месяца назад.
А вот следующие материалы уже явно не так интересны даже для новых посетителей сайта – их кликабельность резко падает.
Любопытным является тот факт, что даже посетители, которые впервые пришли на блог, не особенно активно проявляют интерес к материалам, размещенным на пятой и последующих позициях. Как говорят аналитики, читателям блогов свойственно проявлять интерес преимущественно к более свежим публикациям.
Хотя ради эксперимента можно сократить вводный текст к каждому материалу, и обеспечив странице большую компактность, мотивировать посетителей на просмотр 4-7 постов.
Не угасающий спор о том, публиковать ли полный текст статьи на главной или только ее анонс, поможет расставить точки над «ё» – если видно, что посетители не скролят больше 2-3 экранов, вряд ли они будут читать дальше последнего поста. Естественно, это заключение относится к большим материалам — краткие заметки ala Twitter-style будут читаться иначе.
Исходя из этих данных, можно сделать вывод, что если наиболее интересные материалы на блоге не обновляются пару недель, то не стоит волноваться – аудитория никуда не разбежится.
Кстати, используемые карты кликов показали, что другие элементы главной страницы блога (например, «серии статей», «рубрики»), хотя и привлекают внимание посетителей, не особо используются ими. Конечно же, из этой тенденции нельзя делать вывод, что такие тематические блоки, не нужны. Те посетители, которым они полезны, обязательно будут ими пользоваться.
Во второй части статьи — читайте о результатах анализа внутренних страниц-статей блога. А сейчас — добро пожаловать в комментарии!
Поделитесь своим мнением о том — что с вашей читательской точки зрения стоит изменить на стартовой странице моего блога для увеличения читабельности статей? Наиболее интересные предложения будут добавлены в эту статью со ссылкой на сайт автора!