Любому предпринимателю, планирующему создание или углубленное развитие своего Интернет-представительства, необходимо четко представлять себе существующую конъюнктуру рынка, уровень спроса и предложения, рыночную активность, а также ясно определить для себя какие цели будет преследовать его сайт, какие вложения в его создание и развитие потребуются и, самое главное, какие принципиальные задачи он будет выполнять.
Не секрет, что в последние годы процент людей, использующих Интернет в качестве источника информации, растет в геометрической прогрессии и на сегодняшний день, как показывает статистика, начинает превалировать над процентом той части, которая в силу определенных причин «сохраняет верность традициям», используя газеты, журналы и другие носители информации. Причина лежит на поверхности — использование Интернета подразумевает наличие доступа к Сети (к слову, он все дешевеет и дешевеет) и бесплатной поисковой машины, которая с легкостью ответит практически на любой запрос пользователя, выдав от тысяч до миллионов страниц, соответствующих заданному вопросу. Учитывая то, что никаких особых знаний, умений и навыков для использования поисковиков не требуется, согласитесь, проще придумать достаточно сложно, о чем свидетельствует, например, вхождение таких оборотов как «погуглить», «спросить Wiki» и им подобных в речь пользователей, общающихся с техникой исключительно на «вы».
Такому положению дел способствует еще и тот факт, что в процессе своего становления Интернет из сервиса «вопрос – ответ» превратился в мощную площадку для продаж, предложив легкую и доступную альтернативу поездкам по магазинам, поиску нужного товара и зачастую безуспешным попыткам разыскать скрывающегося за стеллажами консультанта. Теперь большинство вопросов может быть решено парой кликов мышью и одним телефонным звонком.
Для многих компаний сферы малого бизнеса подобный вариант стал практически панацеей: СПД или ЧП, комнатка-офис (зачастую она же — склад), мобильный телефон, договор с оптовиком, сайт — и магазин готов.
Но вместе со всеми перечисленными выше преимуществами и, как их следствие, в Интернет пришла серьезная конкуренция — в силу упрощенной формы открытия своего бизнеса количество продавцов неуклонно растет, открываются новые и новые точки продаж, зачастую мало отличающиеся от своих коллег как по цене, так и по ассортименту, но увеличивающие общую массу рынка, что приводит к расширению спектра выбора продавца для потенциального покупателя, но, вместе с тем, делая его более требовательным к выбору поставщика услуги.
По сути, произошла закономерная смена приоритетов: если раньше клиент выбирал тех, у кого вообще есть сайт, то теперь он выбирает тех, у кого сайт (и его сервисы) лучше, удобнее и дружественнее, чем у других. Следовательно, если еще десять лет назад для того, чтобы называться «компанией, идущей в ногу со временем и использующей самые прогрессивные технологии» достаточно было иметь небольшую домашнюю страницу-описание на бесплатном хостинге, то теперь для того, чтобы именно ваш сайт был выбран в качестве той самой золотой крупинки среди тонн пустой породы, необходимо с самого начала верно определить «стратегический фундамент», на котором будет строиться ваше Интернет-представительство. А для этого нужно дать ответ на три основополагающих вопроса.
- Цель: для каких целей должен использоваться сайт компании? Какие потребности клиентов он будет удовлетворять?
- Преимущества: какие преимущества перед конкурентами даст компании наличие Интернет-представительства?
- Тип сайта: какой тип сайта предпочтителен для компании?
Далее мы рассмотрим потенциально возможные задачи, а также остановимся на преимуществах Интернет-представительства перед обычным, так называемым «оффлайн-офисом».