Представляю вашему вниманию свой перевод понравившейся мне статьи — «10 Absolute «Nos!» for Freelancers».
1. Можете ли Вы показать мне макет, чтобы помочь нам выбрать дизайнера/разработчика? Нет.
Я попался на эту удочку только один раз — когда был молод и неопытен. В итоге я не получил ни копейки денег и потерял массу времени. Не работайте бесплатно за шанс получить оплачиваемый заказ — подобный подход не срабатывает ни в одной отрасли, так почему же он должен сработать в веб дизайне? Лучшим вариантом (хотя и не часто встречающимся) является такая модель взаимоотношений с клиентом, при которой он знает, что вы можете поработать и бесплатно при необходимости. А вот наихудший вариант — это когда клиент вам не платит, но продолжает пользоваться вашими трудами, поскольку знает, что у вас нет никаких юридических или правовых возможностей каким-либо образом повлиять на ситуацию. Скорее всего, вы попросту потеряете время.
2. А можете нам предоставить сниженную почасовую ставку? Нет.
Существует масса компаний, которые не считают, что веб дизайн — услуга, за которую стоит платить больше $20 в час. Они не должны быть вашими клиентами. В мои студенческие годы я был настолько заангажирован идеей «получить работу!», что был готов брать на себя чрезмерный объем заказов — только бы за них платили. Так вот сейчас я могу сказать только одно — оно того не стоило. Вообще. Подумайте о том, что с одной стороны вы приносите пользу компании-заказчику, но при этом портите как свое собственное будущее, так и будущее своей семьи.
Сейчас я называю свою почасовую ставку сразу — и это отсекает часть потенциальных клиентов. Срабатывает простая математика — если удвоение почасовой ставки уменьшает количество клиентов вдвое, вы все равно зарабатываете ровно столько же, но затрачивая на это в два раза меньше времени.
3. Вы зарегистрируете домен и будете обеспечивать мой сайт хостингом? Нет.
Казалось бы, отличная идея — получение постоянного дохода? Ну, может быть… Если вы сначала получите от клиента оплату, а потом сможете оправдать для себя эти $10 в обмен на бесконечные телефонные звонки посреди ночи, на которые вы будете обязаны отвечать. Дело в том, что как только клиент решит, что вы несете ответственность за работоспособность его электронной почты и сайта, вы будете вынуждены отвечать на звонки и в том случае, если на домашнем компьютере клиента почта начнет работать чуть медленней или сайт не будет грузится по любым, даже не зависящим от хостера причинам. Верите или нет, но мне известна ситуация, при которой клиент без тени сомнения позвонил с вопросом о работе мобильного телефона — специалисту, занимающемуся поддержкой его сайта.
Не совершайте подобной ошибки. Предоставьте клиенту регистратора доменных имен и хостинг-компанию, и пусть он оформляет договор на себя.
4. Можете ли вы скопировать этот сайт? Нет.
Вам может показаться, что я отвечаю твердым «нет!» только из этических соображений. В сущности, так и есть, но помимо этого существует еще ряд не менее важных причин.
Во-первых, если они позволяют себе заниматься плагиатом чужой работы и копировать не принадлежащий им сайт, шансы на то, что вы получите оплату своевременно и в полном объеме — стремятся к нулю.
Во-вторых, подобный труд низводит вас от профессионала до обезьяны. И хотя часть ваших работ может быть именно такой (зато они позволяют оплачивать счета) — зачем целенаправленно добиваться такого заказа?
В третьих, если это будет идентичная копия, то единственной прибылью, которую вы сможете получить, станет оплата — поскольку разместить такую работу в портфолио не представляется возможным, да и работать в последующем с таким клиентом вы вряд ли захотите.
5. Могу ли я заплатить вам за разработку интернет-магазина прибылью будущих периодов? Нет.
Откровенно говоря, я ненавижу быть пессимистом, но когда мне задают такой вопрос, я отвечаю, что скорее всего у них не получится ничего заработать, а потому равносильно было бы меня спросить — не сделаю ли я магазин бесплатно? Да, я согласен — бывают исключения, а потому иногда я расспрашиваю потенциального заказчика о его бизнесе, маркетинге, планах по получению доходов, но выясняется, что 99% из них ничего из перечисленного не имеют. По неизвестным мне причинам, они думали, что продажа футболок в Интернет — блестящая и апробированная никем идея.
В результате я говорю клиенту о том, что выполнение спекулятивных работ негативно скажется на моем жизненном уровне и жизненном уровне моей семьи, после чего рекомендую ему воспользоваться Yahoo! Shopping или CafePress, но знаете что самое важное — в итоге 9 из 10 никогда не создают свой сайт.
6. У меня есть отличная идея. Не хотите ли вы…? Нет.
Не слишком отличается от п.5, но с точки зрения затрачиваемого времени может оказаться куда более расточительным, если вы купитесь на эту уловку. Снова-таки, не хотелось бы быть скептиком, но если человек не готов вложить в идею чт0-либо сверх ее обсуждения, ваше участие в этом проекте станет чистой воды благотворительностью. Но, откровенно говоря, я лучше поработаю на благотворительность для моей семьи или друзей, чем для незнакомца. Поверьте, если у клиента есть действительно гениальная идея, он предложит вам партнерство и будет платить вам.
7. У вас есть номер ICQ? Нет.
Я готов предоставить номер ICQ или Gtalk человеку, с которым вместе работаю над проектом, но в остальных случаях я говорю клиенту, что моя общепринятая практика — не давать номер. Причина, в сущности, очень проста — помимо этого клиента у вас существуют и другие заказчики, да и просто личная жизнь. Получив номер, многие клиенты начинают считать вас «дежурным сотрудником», а это не есть хорошо. Собственно, ради чего вы уходили с постоянной работы?
8. Могу ли я заплатить полную стоимость после завершения проекта? Нет.
Я прошу 50% предоплату (если проект большой — возможно, 33%) — мне нужна уверенность в том, что клиент «вкладывается» в проект и со своей стороны я могу планировать доходы, оплату счетов, расходы на еду и прочие траты. Клиенты, которые стремятся заплатить всю сумму после завершения проекта, чаще всего отпадут сразу после того, как вы переделаете кучу работы.
9. Можно ли каким-то образом получить этот заказ сегодня вечером или на выходных? Нет.
Как только клиент единожды узнает, что вы готовы помогать ему таким образом, он будет ожидать этого и в дальнейшем. Вы можете сами выбирать работать ли по ночам (я это делаю почти все время), но не стоит давать обещания о том, что вы обязательно будете это делать. Я знаю множество фрилансеров, которые работают по ночам и в выходные, так что никто не мешает и вам придерживаться такой стратегии, но это не означает, что стоит возводить ее в ранг абсолюта.
Ведь причина, по которой вы стали фрилансером — желание быть свободным, так ведь? Верно?
10 .Могу ли я быть уверенным в том, что вы не используете эти наработки где-либо еще? Нет.
Это очень щекотливый вопрос, поскольку большинство клиентов понимают его не совсем верно (вопрос интеллектуальной собственности в любом случае очень сложен). В разработанном мною документе «Условия использования», который я прошу подписать каждого клиента, обозначено следующее:
- код проекта содержит наработки, использованные в других проектах;
- скорее всего я буду использовать код этого проекта в других разработках;
- клиент является владельцем кода и внедрений самого проекта (завершенный сайт), но не его фактических составных частей (система авторизации, загрузчик изображений и пр.).
Я горжусь своей производительностью и скоростью, но для того, чтобы достигать таких показателей, мне необходимо использовать предыдущие наработки. Клиент платит вам не за создание кода, который планируется перепродавать, а потому убедитесь в том, что он понимает, что проект — только имплементация решений, а не разработка кода как такового.
Оригинал: 10 Absolute «Nos!» for Freelancers, перевод: Yaroslav.CH
P.S. Жизненный пример использования этих правил читайте в блоге Александра Гришина, в статье «Мой бизнес — мои правила». А в блоге SEO оптимизатора вы найдете статью «Фриланс – для начинающих. Все «за» и «против».