Поразмышлять на эту тему меня подтолкнули недавние изменения, произошедшие на одном из самых популярных торрент-трекеров рунета — rutacker.org.
В частности, админы по непонятным причинам решили покуситься на «священную корову» каждого заядлого торрентовода — на рейтинг. Естественно, это вызвало бурю негодования со стороны многих пользователей, для которых этот рейтинг был своего рода фетишем.
Сейчас тема насчитывает 77 страниц и продолжает расти. Закономерно понятно, что многие сообщения в ней — это «плачь Ярославны» в стиле «о боже, мы все умрем!» и «Рутрекер уже не торт!», но в то же время встречаются и довольно дельные мысли, основным лейтмотивом которых можно определить: «почему администрация ресурса считает себя в праве вводить какие-либо изменения без обсуждения их с пользователями?!»
Сразу оговорюсь, что сам факт отмены или введения рейтингов, плюшек и прочих «виртуальных радостей» меня не заботит абсолютно — много лет будучи администратором и модератором пары крупных форумов, я волей-неволей получил своего рода «прививку» от таких вещей — но уже давно крайне удивляет ситуация взаимоотношения владельцев-администраторов ресурса и пользователей, непосредственно наполняющих этот сайт контентом.
Если в западном сегменте Интернет в большей мере принято подобные взаимоотношения холить, лелеять и развивать, существуя по принципу: релизеры — контент, владельцы — площадку, а пользователи — клики по рекламе для оплаты площадки и бутерброда с икрой, то в уанете и рунете ситуация выглядит абсолютно иначе. Отчего-то у нас принято считать, что «все вокруг колхозное — все вокруг моё». Будучи владельцем площадки, многие считают, что имеют полное право менять условия, устанавливать любые правила и вносить изменения, без особой оглядки на пользователей. А сами пользователи — да бог с ними, другие найдутся.
Практически каждый владелец-администратор, изначально стараясь и развивая площадку, со временем начинает устраивать свою отдельную «охоту на ведьм» и вводить изменения, которые для большинства пользователей являются неприемлемыми или, как минимум, некорректными.
Нечто подобное часто возникает и в блогосфере — достаточно вспомнить ситуации с появлением сотен платных постов и постовых в еще вчера приличном блоге с неплохой аудиторией. А через некоторое время владелец ресурса начинает рыдать навзрыд о падении трафика, отсутствии комментаторов, высоком показателе отказов, минимальных доходах… казалось бы, где же взаимосвязь?
Сравните, как вводят любые нововведения Facebook, Twitter или Google и вКонтакте. Обратите внимание — первая тройка даже изменения интерфейса всегда проводит с уведомлением и возможностью вернуться обратно на старую версию. При этом, уверен, количество пользователей, выбравших условие «вернуться», обязательно учитывается и анализируется и, если оно достаточно велико, значит две версии будут поддерживаться параллельно до тех пор (а новая — дорабатываться), пока оставшаяся группа пользователей не будет удовлетворена.
Заметьте, что все делается так, чтобы пользователю было интересно получить что-то новое — вспомните массовое обсуждение нового интерфейса Twitter, когда он менялся в первый раз. И вспомните сколько пользователей с нетерпением ждали — ну когда же и их достигнет обновление.
При этом любая ситуация с сервисами нашего сегмента Интернет чаще всего напоминает пресловутое «пыльным мешком по голове» — все делается настолько неожиданно, что не даром понятие «ВНЕЗАПНО!» стало уже нарицательным. Вспомним вКонтакте с его ВНЕЗАПНЫМ отключением «стены» или не слишком давнюю ситуацию с онлайн-библиотекой Либрусек (а до этого — абсолютно схожую ситуацию с библиотекой Альдебаран), владельцы которой решили, что настало отличное время для заработка на том контенте (а именно — книгах), которые собирались далеко не один год абсолютно не теми людьми, которые теперь решили наложить на них лапу и воспользоваться популярностью сайта для последующей организации онлайн-продаж.
Особо показательным был именно Либрусек — в котором администрация аршинными буквами указывала на тот факт, что она в принципе не занимается наполнением библиотеки и не имеет ни малейшего отношения к контенту.
Или вспомните Одноклассников, которых вКонтакте обогнал именно в тот момент, когда их администрации стали бить в голову странные идеи — платная регистрация, отключение сервисов, навязывание рейтингов, запуск ботов-оценщиков фотографий и прочее-прочее. Да, мы можем долго рассуждать и навешивать ярлыки на аудиторию этого ресурса, но факт остается фактом — эта соцсеть изначально создавалась для других целей и до определенного момента успешно эти цели достигала.
И для меня крайне странным является тот момент, что история все так же никого и ничему не учит. Например, я не знаю никого, кто продолжал бы посещать что Альдебаран, что Либрусек — эти ресурсы потеряли свой смысл, ведь есть Флибуста, которая развиваетсяи поддерживает именно те правила, которые устраивают ее аудиторию. Многих держит во вКонтакте исключительно свободный доступ к музыке и фильмам, а общение они уже давно перенесли в тот же Facebook. Полагаю, что и Рутрекер тоже со временем потеряет свою привлекательность для релизеров — ведь и без того из-за введенного год назад фрилича, большинство публикаций появлялось с очень большой задержкой.
Так почему же, не смотря на заранее известны финал, большинство владельцев площадок абсолютно сознательно проходят один и тот же путь: развитие — привлечение пользователей — расцвет — «охота на ведьм» и бесконтрольное введение некорректных правил — отток пользователей — угасание.
А что по этому поводу думаете вы? Что на ваш взгляд является причиной?
Интересуетесь форекс? Хотите увидеть реальные примеры торговли и ознакомиться с лучшими советами от трейдеров, торгующих на различных финансовых рынках? Добро пожаловать на http://forexabs.ru/!