Ни для кого не секрет, что с активным развитием такого платежного инструмента как платежные карты, перед жителями наших стран открылся увлекательнейший мир иностранных торговых аукционов и магазинов, ассортимент которых ранее (да, впрочем, и сейчас), был представлен на нашей территории исключительно перекупщиками. И многие товары, которые раньше мы могли увидеть только на картинках или в каталогах, теперь стали практически полностью доступны для покупки.
Помимо непосредственно карт, такому развитию очень поспособствовал тот факт, что платежная система Paypal наконец-то также стала нам доступна — пускай даже и в ограниченном виде (можно платить, нельзя получать). В сущности, этого режима более чем достаточно для того, чтобы осуществлять покупки на Ebay, Amazon, в любых китайских, английских и американских магазинах.
Единственным серьезным «препятствием» (да, именно в кавычках, поскольку я не считаю это реальной проблемой), является время ожидания. Действительно, в отличие от «локальных» покупок, посылки «оттуда» могут идти и 3 недели, и месяц — особенно в предпраздничные дни. Кроме того, российские коллеги очень часто жалуются на Почту Росии, как на крайне медлительный, неточный и небрежный сервис. Однако, даже не смотря на некоторые препоны, количество людей, осваивающих покупки за границей, постоянно растет.
Однако, не смотря на все потенциальные удобства, необходимо обязательно соблюдать несколько правил, которые позволят вам избежать возможных проблем.
Используйте виртуальную платежную карту
С развитием платежных инструментов, по экспоненте растет и количество мошеннических операций, а потому вопрос безопасности ваших платежных средств обязательно должен располагаться на первом месте. Согласитесь, очень обидно будет заплатить за товар не только его реальную стоимость, но заодно и отдать злоумышленникам все средства на счету.
Большинство банков предлагают такую услугу как виртуальная или Интернет-карта (например, Visa Virtuon). По-сути, это обычная платежная карта, но без пластика и магнитной полосы — соответственно, использовать ее можно только для расчетов в Интернет, а вот снимать деньги в банкомате или платить в торговых точках — не получится.
Удобство заключается в том, что в обслуживании она стоит существенно дешевле, чем полноценный пластик, а ничего кроме ее пополнения и подключения к Paypal, от нее и не потребуется.
Мой набор платежных инструментов выглядит так:
- Платежная карта Visa Classic — для снятия денег в банкомате и расчетов в торговых точках.
- Платежная карта Visa Virtuon — для расчетов в Интернет (картой) и привязки к Paypal.
- Интернет-банкинг — для выполнения прочих платежей и пополнения Visa Virtuon.
- Paypal — для оплаты покупок в Интернет.
Вы можете спросить — почему схема настолько сложна? Что мешает подключить к Paypal обычную платежную карту (уже имеющуюся Visa Classic) и не морочить себе голову с лишними действиями?
Дело в том, что использование в описанной выше цепочке виртуальной карты, является дополнительным шагом защиты денежных средств. Я пополняю Visa Virtuon исключительно на ту сумму, на которую планирую совершить покупку. Таким образом, даже если злоумышленник сможет узнать номер карты, срок ее действия и CVV код (это как раз те данные, которые нужно вводить при платежах) или даже получить доступ к моему счету в Paypal, то снимать ему будет просто нечего — в большинстве случаев, баланс карты мало чем отличается от нуля. А любая сторонняя операция сразу же даст мне знать о том, что что-то не так.
При этом данные основной карты, на которой содержатся средства, я нигде не указываю — для перевода средств с основной карты на виртуальную используется Интернет-банкинг со своей отдельной системой авторизации.
Оплачивайте покупки только с помощью PayPal
Для меня этот момент является одним из самых главных. Дело в том, что при прямой оплате картой (ввод реквизитов карты на сайте магазина), в случае возникновения каких-либо проблем — не пришла посылка, бракованный товар, не тот товар и т.д. — решать их будет практически не с кем. И банк, и платежную систему (Visa, Mastercard) не интересует за что и кому вы платите, их участие в процессе покупки ограничено исключительно моментом перечисления средств. Если деньги пришли к продавцу, участие банка и платежной системы на этом заканчивается. А что пришло, куда пришло, в каком виде — это ваши личные проблемы.
Например, мне известен случай, когда покупатель оплатил картой покупку в одном из американских магазинов (как минимум, зарегистрирован он был на штатовский адрес), но после оплаты и в процессе отправки заказа возникли странные пожелания со стороны продавца — мол, у нас поменялись условия, теперь мы отправляем только по 2 штуки, поэтому вам нужно доплатить… а в результате всей переписки и требований вернуть деньги, магазин просто перестал откликаться на письма. В итоге, никаких возможностей вернуть деньги попросту не осталось.
А вот PayPal, будучи посредником в торговых операциях, в случае каких бы то ни было накладок, как раз и может помочь вам в решение проблемы. Если возникают спорные ситуации, вы можете обратиться в Центр Разрешения Проблем и создать т.н. «диспут» или «спор».
Диспут в Paypal — это ваше обращение к получателю платежа (продавцу), в котором вы указываете суть возникшей спорной ситуации и ожидаете его предложений для разрешения проблемы. Если все заканчивается мирно, то диспут закрывается по согласию обеих сторон. Если же проблема не была решена, вы переводите диспут в статус «претензия» и решать возникшую проблему уже будет Paypal.
В большинстве случаев, если ваша претензия обоснована, вы действительно правы и предоставили все возможные доказательства (детальное описание, переписку, фотографии, видеозаписи и т.д.) — то спорная ситуация будет решена в вашу пользу и Paypal спишет средства с продавца и вернет их на ваш счет.
Кстати, у Ebay есть аналогичная программа защиты покупок, под названием Ebay Buyer Protection. Схема ее работы практически аналогична — вы переписываетесь с продавцом и пытаетесь решить проблему, а если не получается — обращаетесь к Ebay, сотрудники которого уже будут решать вопрос иными способами.
Но, как показывает практика, большинство стандартных проблем — не пришла посылка, в посылке находится бракованный товар, товар не соответствует описанному и т.д. решаются банальной перепиской по e-mail с продавцом. Поскольку он не хуже вас осведомлен о способах разрешения проблемных ситуаций, доводить дело даже до диспута лично мне не пришлось ни разу. Чаще всего, вопрос закрывается либо частичным/полным возмещением стоимости, либо отправкой нового товара.
Иногда ситуация с ошибками доходит до курьезов. Друг заказал себе куртку-ветровку в одном из гонконгских магазинов. Стоила она около $20. Когда он распечатал посылку, выяснилось, что цвет не совпадает с заказанным. Результатом переписки стал полный возврат денег на счет — то есть куртка стала просто подарком.
В принципе, ситуация понятна — для продавца оказалось дороже оплачивать обратный «путь куртки», а потом ее повторную отправку, чем просто вернуть деньги.
Конечно, рассчитывать на Paypal или Ebay как на панацею от всех бед — не стоит, но все же наличие серьезного посредника повышает шансы остаться «при своих» в случае проблем.
Выбирайте только проверенных продавцов
Учитывая тот факт, что все зарубежные покупки происходят при условии 100% предоплаты, подходить к выбору продавца нужно очень и очень аккуратно. Ведь в реальной жизни вы не отдадите деньги неизвестно кому, не убедившись в его репутации? Абсолютно аналогичное правило должно быть для вас обязательным и в случае интернет-покупок.
Для Ebay качество работы продавца измеряется его рейтингом и количеством отрицательных отзывов. Читать положительные отклики не имеет никакого смысла (в массе своей это «спасибо!», «А+++» и т.д.) а вот обратить внимание на то, что пишут в отрицательных — стоит. И, если выяснится, что есть определенные нарекания на именно тот товар, который вы планируете покупать — я бы рекомендовал обратиться к другому продавцу.
Однако нужно учитывать и тот факт, что идеальным не бывает ничего — в том числе и продавцы на Ebay :) Соответственно, даже по теории вероятности, иметь 100 000 отзывов и при этом ни одного отрицательного — просто нереально. Однако и выбирать того продавца, у которого рейтинг ниже 99,2% — 99,5% — не стоит, лучше поискать другого.
Обратите внимание, что рейтинг есть также и у покупателей. Поэтому периодические попытки некоторых несознательных товарищей обмануть продавцов, в надежде получить товар бесплатно (не получил, не пришла посылка и т.д.) — обычно не приводят к ожидаемому результату.
Во-первых, они получают точно такие же отрицательные отзывы и не факт, что другие продавцы после их прочтения захотят иметь с ними дело, а во-вторых — дорогостоящие товары обычно отправляются с т.н. «track numbers», которые позволяют не только покупателю, но и продавцу отслеживать путь своей посылки и факт ее получения. Ну, а об этической стороне вопроса я и говорить не буду.
Внимательно читайте описания товара
В некоторых случаях вам не смогут помочь ни Paypal, ни Ebay. Такие ситуации возникают по большей мере, от невнимательности самих пользователей. Например, некоторые принимают изображение телефона в чехле за продажу самого телефона, а не чехла. Или же неправильно переводят величины размеров и весов (американские, английские европейские и азиатские размеры сильно отличаются).
Нужно изначально понимать, что описание товара является своеобразным договором-офертой, которую вы принимаете, оплачивая товар. Если что-либо был понято вами неверно и вы осознали свою ошибку только после получения посылки, то единственный способ решить этот вопрос — отправить товар обратно, но сделать это придется уже за свой счет.
Обратите внимание — у любого крупного магазина обязательно есть служба поддержки, которая ответит на ваши вопросы (естественно, требуются минимальные знания письменного английского языка — хотя бы со словарем).
Вопросы на Ebay крайне приветствуются со стороны продавцов — в конце-концов, у них самих нет ни малейшего желания отправлять вам свой товар, а потом решать возникшие проблемы. Кроме того, система отзывов на Ebay является один из основных мерил качества работы продавца и практически у каждого написано: «в случае возникновения проблем, ПЕРЕД написанием негативного отзыва, пожалуйста, сначала свяжитесь со мной!». Думаю, важность отзывов далее пояснять нет необходимости.
Кроме того, именно переписка в случае спорной ситуации станет вашей дополнительной гарантией — ее необходимо обязательно прикладывать к диспуту в Paypal.
Будьте рассудительны — не бросайтесь на низкие цены
Да, действительно, многие товары «там» стоят дешевле, чем «тут». Но нужно понимать, что никакие технические средства или административные меры не смогут заменить вашего личного покупательского благоразумия. Покупая любой товар, вы должны понимать, что тот же iPhone при его розничной цене на Ebay в $400-600, никак не может стоит $200 — даже при самой чудесной распродаже и волшебных скидках.
В лучшем случае вам придет клон, в худшем — восстановленный аппарат, ну а в самом худшем — все тот же кирпич или связка газет. Да, вы сможете вернуть средства (если вы внимательно читали описание), но время так или иначе будет потрачено.
А какие способы обезопасить себя при покупках за границей знаете вы?